Ссылки для упрощенного доступа

Теплая зима в России - хорошо или плохо


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин: Российские метеорологи называют нынешнюю зимой аномально теплой. 11 января в Москве день температурного рекорда - столбик термометра поднялся до 8 градусов тепла. Экологи считают, что это тепло - результат парникового эффекта из- за чрезмерного выброса в атмосферу углекислого газа. Не все, но значительная часть экологов так считают. Эксперты прогнозируют негативные последствия для мировой экономики и здоровья людей.



Любовь Чижова: Российские синоптики не связывают установившуюся на большей части территории России необычно теплую погоду с так называемым глобальным потеплением. За зиму без снега нам следует благодарить мощные антициклоны, считают специалисты. Кроме того, зима не кончилась, возможно, она еще преподнесет россиянам сюрпризы. Говорит сотрудник Московского метеобюро Татьяна Позднякова.



Татьяна Позднякова: О снеге пока разговора не идет. В лучшем случае мороз, легкий снежок у нас ожидается после 19-го числа. Повышение температуры воздуха в целом по земному шару, оно сейчас как бы немножко стабилизировалось. Да, она действительно выше, чем это было столетие назад, на один градус, и вот этот один градус держится уже в течение последних 10 лет. Собственно говоря, за последние 100 лет самая теплая зима была в Москве в 1988-1989 годах, вот в этот период. Сейчас пока говорить о том, что у нас эта зима будет самая теплая, рано. Сейчас нельзя говорить о том, что у нас зима аномально теплая. У нас действительно первая половина зимы аномально теплая. У нас бывает так, что первая половина месяца аномально теплая, а вторая половина - холодная. И если мы будем усреднять в целом за месяц, то он будет как бы близким к норме.



Любовь Чижова: Теплая зима в России - хорошо это или плохо? Пока обычные россияне дискутируют, экологи говорят о возможных последствиях нынешней аномалии. В том, что она - прямое следствие глобального потепления, ученые не сомневаются. Руководитель энергетического отделения Гринпис в России Владимир Чупров сравнивает парниковый эффект от выбрасываемого в атмосферу углекислого газа с шубой, которой покрывают планету Земля. С каждым годом эта шуба становится все плотнее и плотнее.



Владимир Чупров: Глобальное потепление или лучше называть глобальное изменение климата существует. Причем очень часто нам задают вопрос, что в начале XX века были аномально теплые зимы, дождь шел в январе, тем не менее, то, что наблюдается сейчас, наводит на мысль своей системностью. И вот это продолжается последние 10-15 лет. Это не случайно. Это не аномалия, это системная проблема, которая связана с изменениями в атмосфере в первую очередь.


Первая точка зрения, что это принесет больше плюсов, чем минусов. Об этом же говорит президент Российской Федерации, ему вторят некоторые ученые, которые следуют политике партии: перестанем покупать шубы, будем меньше тратиться на отопление, выращивать кукурузу за Полярным кругом и так далее. Это очень утилитарная и недалекая точка зрения. Минусов и Россия, и мир получат гораздо больше. Если человечество перейдет барьер в плюс два градуса, температура превысит два градуса в среднем по планете за год в ближайшее десятилетие, то потери, глобальные потери мировой экономики составят до 20 процентов валового внутреннего продукта. Это сравнимо с очередной мировой войной.


Что за этим стоит? Экологические мигранты, масса населения, которое начнет перемещаться из районов засухи (кстати, Россия не исключение, это Центрально-Черноземный район Российской Федерации), это войны за воду возможные, это потери лесов из-за изменения климата, распространение инфекционных заболеваний от того, что становится теплее, вредных насекомых, для России это колорадский жук, который уже в республике Коми наблюдается, это таяние вечной мерзлоты.



Любовь Чижова: Но это все пока звучит как страшный фантастический рассказ. А вот самые реальные последствия от аномально теплой погоды медики наблюдают уже сегодня. Говорит профессор, сотрудник Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии наук Борис Ревич.



Борис Ревич: Мы получили совершенно неожиданный, для кого-то радостный, вот такой длительный достаточно период теплого воздуха. Но вы посмотрите, чем он сопровождается. Дышать вроде бы стало субъективно довольно тяжело, небо давит, небо низкое, солнца нет. Все это оказывает влияние не только на соматические заболевания, но и на психический статус человека. Возрастает число суицидов. Суициды, алкогольные психозы и так далее. Если говорить о заболеваниях системы кровообращения, то очень многие люди сейчас жалуются на повышенное артериальное давление, жалуются на головные боли. Все это говорит о том, что происходят определенные сбивки в нормальной работе нашей сердечно-сосудистой системы. Необходимы определенные защитные меры. Каждый человек, у которого есть какие-то особенности его сердечно-сосудистой системы или его психического статуса, он должен консультироваться со своим лечащим врачом. Мы все время говорим: две группы повышенного риска - это маленькие дети и пожилые люди. Я думаю, что мы, честно говоря, достаточно дорого заплатим за эту теплую зиму. Потому что по тем исследованиям, которые мы делали в Москве за последние 8 лет, была показана очень большая связь целого ряда сердечно-сосудистых заболеваний, показателей смертности с климатическими условиями.



Любовь Чижова: По мнению Владимира Чупрова из Гринпис, бороться с аномально теплой погодой можно и нужно. Именно для этого многие страны мира присоединили к Киотскому протоколу и договорились, что будут стараться выбрасывать в атмосферу как можно меньше углекислого газа. Для этого нужно модернизировать экономику, а это в свою очередь требует серьезных инвестиций. Несколько лет назад Киотский протокол ратифицировала и Россия, но ни одного правительственного постановления о том, как воплощать идеи протокола в жизнь, пока не принято.


XS
SM
MD
LG