Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Синие носы» развенчивают «идиотические идеологемы»


Стиль арт-группы «Синие Носы» отличается брутальным юмором. [Фото — <a href="http://www.arba.ru/" target="_blank">arba.ru</a>]

Стиль арт-группы «Синие Носы» отличается брутальным юмором. [Фото — <a href="http://www.arba.ru/" target="_blank">arba.ru</a>]

В московской галерее Марата Гельмана свои новые работы представили художники одного из самых дерзких российских объединений — группы «Синие носы». Запоминающаяся примета их стиля — брутальный юмор. В названии выставки слову «фашизм» предшествует бранный эпитет.


Выставка состоит из так называемых задокуметрированных перформансов — большого формата фотоснимков, на которых у персонажей невыносимо пафосные лица, неважно, какие у них при этом выражения — до предела серьезные, чрезвычайно агрессивные или блаженно счастливые. Этот пафос находится в резком контрасте и с тем, что модели — голые, и с тем, на каких частях тела и каким образом размещают они листочки со свастиками.


«Синие носы» часто выставляют свои работы в галерее Марата Гельмана: «"Синим носам" удалось воспроизвести очень важный для русской культуры архетип — юродивых, то есть людей, которые подвергают пародированию все, — говорит Марат Гельман. — Так же как юродивые, которые, в отличие от многих, могли пошутить или правду сказать царю, для них не существует никаких табу. Сегодняшняя выставка "Гребаный фашизм", понятно, ее нельзя назвать антифашистской. Это же выставка о том, как превратилась какая-то страшная идеология, к которой, безусловно, мы все относимся отрицательно, как она превратилась в такой масс-медийный штамп. Точно так же, как Ленин или Саддам Хусейн превратились в попсу, в поп-фигуры, то есть это уже не имеет отношения ни к реальным людям, ни к реальным делам, которые эти люди делали. Это некий такой образ в массовом сознании. Эта выставка посвящена тому, как вот этот фашизм превратился в слово, которое уже ничего почти не обозначает».


В группу «Сине носы» входят два художника — Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. Их цель — доводить до полного абсурда, осмеивать и развенчивать то, что художники называют «идиотическими идеологемами». Александр Шабуров ерничает и скоморошничает: «Мы — художники современные, то есть очень много выставляющиеся за рубежом. А чтобы выставляться за рубежом, надо там быть понятным. Когда мы делали первую выставку, подходит журналистка и говорит: "Как вы смогли преодолеть препоны путинской цензуры?" Мы говорим: "Вы знаете, Путин о нашем существовании и не подозревает, так же как и Берлускони". Но объяснить мы это не смогли. И через какое-то время мы поняли, чем объяснять какие-то элементарные вещи, проще подыгрывать. Раз хотят видеть в художниках борцов с режимом, борцов с "Кей-Джи-Би", мы говорим: "Конечно, мы 24 часа в сутки боремся с "Кей-Джи-Би"!» А выставки делаем на конъюнктурные, общественно значимые темы».


Вячеслав Мизин добавляет: «Мы всерьез не имели в виду никакой пафос — ни фашистский, ни антифашистский. Просто мы говорим о том, что не надо себя загонять в какие-то клише».


XS
SM
MD
LG