Ссылки для упрощенного доступа

В коротком списке премии "Оскар" в этом году нет фильмов российских режиссеров


Программу ведет Михаил Саленков.



Михаил Саленков: Американская киноакадемия представила предварительный короткий список претендентов на получение премии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". В списке девять фильмов, самый известный из них - "Возвращение" испанского режиссера Педро Альмадовера, а также ленты из Алжира, Канады, Дании, Франции, Германии, Мексики, Нидерландов и Швейцарии. В коротком списке премии "Оскар" в этом году нет фильмов российских режиссеров.


Мой собеседник кинокритик Андрей Плахов. Андрей, здравствуйте. Скажите, как составляется шорт-лист в номинации "Лучший иностранный фильм" и как часто в него попадают фильмы из России?



Андрей Плахов: Первоначально речь идет о выборе примерно из 100 или порядка 100 кандидатов всех стран мира. Да, действительно, выбор всегда американской академии субъективен и, тем не менее, какие-то закономерности в нем проявляются. Одной из этих закономерностей в последние годы оказывается то, что туда, как правило, не попадают российские фильмы. Несмотря на то, что много говорится сегодня о подъеме российского кино, и это действительно всеми замеченный факт - и коммерческий подъем, и количественно кинематография быстро растет, и появляются достаточно интересные художественные фильмы, которые иногда оказываются успешными на кинофестивалях, но, однако не на "Оскаре".


Чем это объяснить? Тут есть два рода обстоятельств. Первое - это то, что все-таки по правилам Американской киноакадемии выдвигает кандидата на эту премию страна. То есть, есть специальный комитет в каждой стране, в том числе и в России, который берет на себя ответственность за этот выбор. Например, в этом году была выдвинута картина Федора Бондарчука "9 рота", в прошлые годы выдвигались картины очень разных режиссеров. Это был и "Ночной дозор" - попытки привлечь внимание к коммерческому потоку российского кино, это были наоборот, картины ярко выраженной художественной ориентации, как "Возвращение" Звягинцева или фильм Александра Сокурова. Но ни один из этих кандидатов не оказался на "Оскаре" успешным. Здесь уже вступают в действие соображения другого рода, чаще всего соображения, связанные с представительством различных стран и культур, ну и, конечно, борьба крупных режиссерских индивидуальностей, как, например, Педро Альмадовер, автор картины "Возвращение", или Гильермо дель Торо, который представляет мексиканский фильм "Лабиринт Фавна", он тоже считается одним из оскаровских фаворитов.



Михаил Саленков: Получается, что критерии отбора ленты-победителя не всегда художественные достоинства фильма.



Андрей Плахов: Нет, разумеется, не всегда и очень часто этот выбор бывает в достаточной степени случайным и субъективным или отражает субъективное пристрастие киноакадемиков, которые предпочитают обычно фильмы традиционные, не слишком новаторские по форме, любят в какой-то степени экзотику, иногда эта экзотика срабатывает, иногда срабатывает и российская экзотика. В общем-то, надо сказать, что русские фильмы не были абсолютно безуспешны на протяжении 90-х годов. Именно тогда, когда фильмов снималось мало, тем не менее, в номинацию вошли "Кавказский пленник" Сергея Бодрова, "Вор" Павла Чухрая, а "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова даже получил "Оскар". Поэтому теоретически все это возможно, но вот в последние годы карты не складываются.



Михаил Саленков: Кроме "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова, еще известно, что "Война и мир" Сергея Бондарчука еще в советские годы получил "Оскара". Какие еще фильмы были удостоены этой премии?



Андрей Плахов: Прежде всего, очень знаменитый пример и очень показательный - это картина "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова. "Война и мир", это понятно, это большое эпическое полотно, русская классика, в общем-то, ему сам бог, как говорится, велел претендовать на "Оскара". А вот "Москва слезам не верит" был фильм никому не известного тогда режиссера, Россия была тогда не в очень большом почете и моде, поскольку еще, ко всему прочему, произошло вторжение в Афганистан в 1980 году, а на премию "Оскар" в шорт-листе претендовали картины таких классиков, как Акиры Куросавы и Франсуа Трюффо. Тем не менее, именно фильм Меньшова получил в результате "Оскара". Американские академики были в восторге оттого, что они узнали о том, что советские девушки ищут себе женихов не в дискотеках, а в библиотеках. Вообще, эта экзотика российской, такой интеллигентно-мещанской столичной жизни, она оказалась чрезвычайно привлекательна в форме мелодрамы, в форме такого фильма-сказки современной. Это очень понравилось Американской киноакадемии. Поэтому всегда очень трудно что-то предугадывать, иногда шансы возникают там, где их даже совсем не ждешь.



Михаил Саленков: Если говорить о том, почему за более чем 80-летнюю историю существования премии "Оскар" всего три или четыре награды получили российские, советские фильмы, чем это можно объяснить?



Андрей Плахов: В советское время выбор этот предрешался нашими чиновниками, которые очень часто не пропускали как раз те фильмы, которые, возможно, имели бы шанс получить эту награду. Сейчас ситуация несколько иная, но, тем не менее, выбор тоже субъективен, поэтому это отчасти объясняет этот факт. С другой стороны, очень много здесь зависит от случайности, от везения, от расклада какой-то геополитической конъюнктуры, которая часто лишает шанса даже очень хорошие и достойные фильмы, не только российские, а иногда возникают на первый план совершенно неожиданные картины, которые внешне как будто бы не могут на что-то претендовать. Если мы посмотрим на историю "Оскара", в том числе по этой категории "Зарубежный фильм", то увидим, что часто побеждали фильмы, о которых сегодня все забыли, в то время как картины, оставшиеся в арсенале киноклассики, прошли мимо "Оскара" или "Оскар" прошел мимо них.


XS
SM
MD
LG