Ссылки для упрощенного доступа

За год до окончания президентского срока главы Чеченской республики в прессе появилось имя его возможного преемника


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Михаил Саленков: За год до окончания президентского срока главы Чеченской республики Алу Алханова в прессе появилось имя первого возможного его преемника. Обозреватель «Московского комсомольца» Вадим Речкалов пишет, что в минувшие выходные в Кремле принимали Магомеда Вахаева, министра труда и социальной защиты Чечни. Почему вероятным преемником Алханова в Кремле решили выбрать именно Вахаева, а не Рамзана Кадырова, который, как уже не раз говорилось, фактически руководит республикой. На эту тему корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров побеседовал с автором статьи, обозревателем «МК» Вадимом Речкаловым.



Вадим Речкалов: Это один из самых незаметных членов кабинета чеченского, при этом абсолютно с хорошей бюрократической школой, это чиновник советской еще выучки. Эта фигура абсолютно подходит на роль формального главы Чеченской республики. Он умеет говорить, он умеет себя держать, он предсказуем, он внешне абсолютно европейский человек, на мой взгляд. У него от Алханова есть принципиальное отличие. Во-первых, он зависим от Рамзана. Алу Алханов по-человечески от Рамзана независим. Биография, которую он имел на момент занятия должности президента, он ее сделал сам, его нечем шантажировать. Вахаев приличный человек, он занимался социальной сферой, он был допущен к финансам кадыровского клана. При всей его честности все равно он другого уровня зависимости от этой команды, чем Алу Алханов.



Мумин Шакиров: Для какой цели Кремль делает эту рокировку?



Вадим Речкалов: Тут надо заметить, что срок Алу Алханова истекает в августе 2008 года, то есть он перекрывает срок выборов президента России. Я думаю, просто подстраховаться, чтобы в этот нервный выборный год от Чечни вообще не было никаких проблем. Если сохранить Алу Алханова как формального президента и при нем Рамзан Кадыров, это ситуация не очень стабильная. Все знают, и пресса еще, и я, в том числе, мы постоянно об этом конфликте напоминаем, что вот Алу Алханов вроде как подкаблучник Рамзана Кадырова. И вот этот конфликт между Кадыровым и Алхановым, пусть он внутренний, но если Алханов сможет никак себя не проявить, не сломаться, не попытаться уволить Рамзана, не попытаться самому уйти, потому что это человеческие моменты, гарантировать, что так все и будет до конца, невозможно, - то Рамзан может сам не выдержать и как-то, может быть, попытается законфликтовать с Алхановым, чтобы что-то показать. А при Вахаеве все будут знать и сам Разман будет знать, что Вахаев – это его человек, он полностью им управляет, и это уже другая роль, другое самоощущение. Рамзан – «серый кардинал», визирь при хане-марионетке – это уже круче. И тут Разман успокоится.


При этом если самого Размана поставить президентом до срока Алханова, убрать Алханова, это тоже опасно. В Кремле скажут: где гарантия, что он нас не подведет? Он же непредсказуемый, он ударит в спину. В выборный год он может использовать свое положение, переметнуться на какую-нибудь совершенно невообразимую сторону. Потому что он будет знать, что у него популярность, у него любовь народа, у него деньги. А Кремлю нужно переизбираться. Он может диктовать. Представьте себе такую ситуацию, что он придет и скажет: «Если хотите стабильности в Чечне на ближайшие два месяца – февраль-март, выполните некоторые мои условия. Потому что если вы их не выполните, я вам устрою маленькую войну. И весь мир узнает, что в Чечне нестабильно». Я сейчас фантазирую, но я фантазирую, пытаясь влезть в шкуру кремлевских политтехнологов. И им на выборный год такой глава Чечни, как Рамзан Кадыров, я думаю, не нужен, это безрассудно.


XS
SM
MD
LG