Ссылки для упрощенного доступа

Политехнический музей нуждается в срочной реконструкции


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Михаил Саленков: Политехнический музей, которому в этом году исполнится 135 лет, нуждается в срочной реконструкции. Его руководство безуспешно добивается выделения необходимых средств из федерального бюджета, однако правительство не спешит решать проблемы музея, несмотря на то, что еще в 1991 году он был признан федеральной собственностью, как особо ценный объект национального культурного наследия. Сегодня в Политехническом музее хранится свыше 170 тысяч экспонатов, около 100 музейных коллекций, многие из которых уникальны. Среди них коллекция микроскопов, одна из лучших в мире, коллекция пишущих перьев и машин, гордость музея - собрание старых моделей автомобилей и мотоциклов. Судьба одного из крупнейших научно-технических музеев мира, расположенного в здании, которое ни разу за 135 лет не подверглось капитальному ремонту, зависит от чиновников.


Корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова побеседовала с директором музея Гургеном Григоряном.



Гурген Григорян: Совершенно очевидно, что само здание Политехнического музея находится за ресурсом своего существования. Есть целый ряд проблем, которые уже нельзя решить как локальные. Это перекрытия межэтажные в целом ряде помещений, это грунтовые воды, которые поступают в музей, вымывают его пол, и так далее, и тому подобное. Кроме всего прочего, уже XXI век и в XXI веке музей национального масштаба не может принимать посетителей на сегодняшнем должном уровне. У нас нет лифтов. В общем, если так перечислить все, станет понятно, что уже давно назрела проблема кардинального решения, то есть реставрации, технического переоснащения и, в общем-то, обновления этого здания с тем, чтобы оно служило и дальше.



Марьяна Торочешникова: Гурген Григорьевич, насколько я понимаю, зданию 135 лет. А за это время хоть раз проводился там капитальный ремонт, масштабный?



Гурген Григорян: Ни разу. Это объясняется очень просто. Потому что, в отличие от все остальных музеев, политехнический музей долгое время находился в ведении общественной организации общество "Знание" и оно, это общество, музей как самоценность не считало. Оно ценило этот музей за то, что можно было располагаться структурам этого общества в этом доме. Если представить себе, какое количество было разных организаций, которые здесь располагались, как они по-своему перепланировали здание, нарушая, вообще-то говоря, единство его энергетической системы, мы сейчас пытаемся сделать так, чтобы в этих условиях здание на грани того, что допустимо, современно обслуживало посетителей, творчески развивалось. Но мы отдаем себе отчет в том, что необходимо решать судьбу дальнейшую.



Марьяна Торочешникова: Сколько, на ваш взгляд, может понадобиться средств на то, чтобы решить эту дальнейшую судьбу, для того, чтобы провести полную реконструкцию здания?



Гурген Григорян: Я могу назвать ориентировочные цифры - где-то 7-8 миллиардов рублей. Принципиальное решение судьбы Политехнического музея завязано на взаимодействии федерального центра, Москвы, как субъекта Федерации, и бизнеса. Поэтому мы рассчитывали на то, что фундаментальным основанием той работы, которую мы считаем необходимой провести, должно было бы стать постановление правительства Российской Федерации, в котором эти проблемы были бы уже обозначены. Проект такого документа нами был подготовлен.



Марьяна Торочешникова: Какова же судьба этого документа?



Гурген Григорян: Дело в том, что его рассмотрение было назначено, по-моему, на 25 октября 2005 года. Но пошли процессы, в результате которых были преобразования в РСПП, новое руководство РСПП не проявляет интереса к этому. Приходиться, так или иначе, нам будировать этот вопрос с тем, чтобы его все-таки не снимать с повестки дня.


За последнее время появились некоторые такие, я бы сказал условно, прогрессивные идеи о том, что, может, вообще нечего с этим домом возиться, его лучше продать, а на эти деньги где-нибудь что-нибудь выстроить. Но я считал бы необходимым принимать какое-то принципиальное решение, а не ждать, пока дом сам по себе развалится.



Марьяна Торочешникова: Появлялись разговоры о необходимости вообще снести это здание и на этом месте, так как центр Москвы все-таки, построить какой-то большой новый торговый, офисный центр. Вам известно что-то о подобных планах?



Гурген Григорян: Я не могу быть полностью уверенным в том, что идеи такие сегодня в некоторых, даже ответственных головах не бродят. Мне кажется, что прежде, чем что-либо подобное делать, надо подумать и задаться какой-то принципиально важной позицией, что мы хотим - иметь здесь центр торговый, как развитие ГУМа, Детского мира, "Наутилуса", я не знаю, чего еще, либо - как вот ставился вопрос о том, что центральная часть Москвы должна сохранять свою архитектурно-художественную, культурную ценность. Но если высшие государственные интересы сведутся к тому, что это снести, мы с этим никогда не согласимся, но это уже будут только наши проблемы.


XS
SM
MD
LG