Ссылки для упрощенного доступа

Скандал на британском телевидении


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Померанцев.



Кирилл Кобрин : Скандал на британском телевидении начался с того, что в редакцию канала Channel 4 посыпались письма с протестами против оскорблений, которыми подверглась одна из участниц реалити-шоу Big Brother . Те, кто оскорбляли - белокожие британцы, та, кого оскорбляли - индийка, звезда Болливуда. Разразился скандал, который продолжается до сих пор, причем масштабы его впечатляют - то, что произошло в реалити-шоу обсуждают в британском парламенте и во время государственных визитов. О том, как могло произойти такое на британском телевидении, о том, как устроено британское общественное мнение в отношении национальных и этнических обид я побеседовал с обозревателем Радио Свобода Игорем Померанцевым, который работал на БиБиСи и жил в Британии.


Скандал вокруг реалити-шоу Big Brother , связанный с расистскими оскорблениями одной из участниц, звезды "Болливуда", давно уже вышел за пределы телевизионных экранов, он вызвал и общественный очень мощный резонанс, и слушания в парламенте, и некоторые фирмы заявили о том, что они отзывают свое финансирование этой программы, и Гордон Браун, преемник (по российской политической терминологии) Тони Блэра, который в разгар этого конфликта оказался как раз в Индии, вынужден был приносить извинения, говорить соответствующие речи и так далее. И вот такой вопрос: как могли допустить? что же, никто политически не следит за тем, что происходит на британских телевизионных каналах?



Игорь Померанцев: Вы знаете, Кирилл, телевизионные нравы британские, по крайней мере, до 11 сентября (я имею в виду трагические события в Нью-Йорке) были замечательными. Я помню в 1980 году, когда я переехал в Англию, одна из первых передач, которую я увидел, была такая (это была комическая передача): из Букингемского дворца выезжает карета, в ней, по-видимому, королевские особы, Елизавета II , и такое триумфальное прохождение этой кареты, ее приветствуют сотни тысяч лондонцев, все темнокожие, ни одного белого лица, и в завершении этой шутки из кареты высовывается тоже рука королевы, и это черная рука, значит, королева темнокожая. Я очень обрадовался, потому что я понял, что с юмором в Королевстве все в порядке.


Действительно, есть такая негласная, была, по крайней мере, договоренность: можно шутить над собой и можно шутить над другими. Может быть, да, мы сейчас говорим о конкретной ситуации, но все-таки стоит сказать, что юмор, так считают исследователи, всегда реализуется за счет кого-то, это всегда насмешка над кем-то. Невозможно быть безобидным в юморе. И, конечно, английское телевидение с удовольствием играло стереотипами национальными. Ну, англичанин... Какой образ англичанина? Это такой добродушный пузан. Шотландец - это скупердяй. Валлиец - не чист на руку. Еврей - хитрован. И вот всякие комбинации всегда разыгрывались. Это продолжалось десятилетиями, никто не обижался. Единственный, кто обижался, те, кто не знал про эту негласную конвенцию. Это в основном американские евреи-туристы. Вот они приезжали в Лондон, они шли, например, на "Венецианского купца" Шекспира, а после писали письма протеста в важные газеты, и важные газеты с удовольствием публиковали вот эти обвинения Шекспира в антисемитизме. Это была, конечно, насмешка над американскими туристами, которые не понимают, что искусство и юмор, в общем-то, поверх такой примитивной морали.



Кирилл Кобрин: Но это был юмор профессионалов. Шутили профессионалы. Можно вспомнить, что на британском телевидении появилось и такое явление, как "Монти-Пайтон", которые тоже никого не щадили. Но, мне кажется, все изменилось с появлением так называемых "реалити-шоу", когда на экране не профессионалы - сатирики, юмористы, шутники, а обычные люди, в этом смысл этой программы. И полагалось, что это зеркало сознания обычного человека. И вот оно показало такое.



Игорь Померанцев: Конечно, реалити-шоу и было задумано, как вывести на авансцену подсознание нации, чтобы оно заговорило. И мы это слышим и на российском телевидении, и на английском телевидении, и, конечно, иногда уши вянут. Кстати, пример, который вы привели, не единственный. На днях снова был скандал. Есть такое реалити-шоу "Потерпевший кораблекрушение", и какая-то девчонка 18-летняя сказала, что она сторонница рабства, что черные - это придурки и так далее. Немедленно ее родители за экраном начали приносить извинения. Но я думаю, что все эти скандалы как раз связаны с напряженностью, возникшей из-за новой войны, это война с терроризмом, это война с западными ценностями, по крайней мере, так это принято называть. И Англия, конечно, в центре событий. Я хочу напомнить, что англичане впервые поняли серьезность положения после того, как британский писатель индийского происхождения Салман Рушди опубликовал свой роман "Сатанинские стихи", который был воспринят, прежде всего тогда в Иране, как кощунственное оскорбление ислама. И тогда же писатель был приговорен к смертной казни. До сих пор он находится под покровительством британской полиции.



Кирилл Кобрин: Давайте посмотрим на это дело несколько, скажем так, технологически. Что же, получается, что никаких политических редакторов на британских каналах нет, и они не фильтруют то, что идет?



Игорь Померанцев: Вы знаете, есть всякого рода комитеты, подкомитеты, совет попечителей ВВС, есть очень влиятельная, по-моему, общественная организация, она называется Commission for racial equality (Комиссия по проблемам расового равенства). И, конечно, все эти организации влиятельны. Более того, у них есть свои полномочия, они могут призвать к ответу. Кстати, комитет, о котором я говорю, уже сделал несколько заявлений по поводу скандалов, которые возникли на телевидении.



Кирилл Кобрин: Иными словами, существует масса всевозможных демократических инструментов, которыми можно так или иначе отрегулировать ситуацию. Потому что скандал вокруг Brother возник вовсе не потому, что кто-то один пожаловался, это было возмущение всего общества, телезрителей. Все-таки 40 тысяч писем - это не просто так.




XS
SM
MD
LG