Ссылки для упрощенного доступа

В Вестминстерском университете состоялся семинар под названием "Интервьюируя Литвиненко: эрудиция и новая холодная война"


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Арслан Саидов: Дмитрий Ковтун, один из свидетелей по делу об убийстве в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко, готов рассмотреть возможность приезда в Великобританию для дачи показаний, если в этом будет заинтересован Скотланд-Ярд. Бизнесмен заявил об этом в интервью телеканалу " Russia Today ". Другой российский предприниматель, Андрей Луговой, который также допрашивался по делу Литвиненко, вновь заявил, что он является лишь свидетелем, и утверждения британских СМИ о том, что его рассматривают в качестве обвиняемого, беспочвенны.


Между тем в Лондоне, в Вестминстерском университете состоялся семинар под названием "Интервьюируя Литвиненко: эрудиция и новая холодная война", который, по сути дела, целиком был посвящен тому, как западные СМИ освещали убийство Александра Литвиненко. Главным персонажем семинара была аспирантка университета Юлия Светличная, утверждавшая ранее, что Литвиненко якобы намеревался шантажировать российских олигархов.



Наталья Голицына: Семинар в Вестминстерском университете собрал британских и аккредитованных в Лондоне иностранных журналистов, представителей академических кругов и студентов. Небольшой зал был переполнен. Выступали аспирантка университета Юлия Светличная и ее коллега, аспирант Джеймс Хартфилд. Оба они обвинили западную прессу в том, что она якобы необъективно освещает дело Литвиненко. Особый гнев Светличной и Хартфилда вызвало утверждение западных СМИ, что Кремль замешан в убийстве Литвиненко и что Светличная является орудием российских спецслужб. По сути дела это был даже не научный семинар, а пресс-конференция, а точнее, трёхчасовое препирательство между Хартфилдом и Светличной, с одной стороны, и пришедшими на семинар журналистами - с другой. В декабре прошлого года Светличная заявила, что Александр Литвиненко собирался шантажировать российских олигархов.


На семинаре присутствовал публицист и историк разведки Борис Володарский. Я попросила его прокомментировать информацию, распространяемую Светличной и Хартфилдом.



Борис Володарский: К сожалению, никто из участников как-то не интересовался подробностями этого дела, что является, на самом деле, самым принципиальным и центральным фактом. Отвечая на мой конкретный вопрос, я попросил ее описать подробно, как при каких обстоятельствах, в какое время, когда Литвиненко сообщил ей или заявил ей, что он собирается шантажировать российских бизнесменов. Она сказала следующее, что она с ним встретилась в первые недели мая 2006 года во время прогулки в парке, и вот во время этой прогулки в парке Литвиненко якобы заявил ей, что он собирается шантажировать ряд бизнесменов российских. Причем она не очень точно определила, речь шла о тех бизнесменах, которые проживают за границей, или о тех, которые, в том числе, находятся и в России. И второе раз якобы он повторил это дома у себя, куда он ее пригласил, и во время беседы присутствовала Марина Литвиненко, жена Александра. Но, якобы, в тот момент, когда они с Александром обсуждали вопрос шантажа, как раз Марина вышла.


Я беседовал с Мариной за час до пресс-конференции и тут же после пресс-конференции. Она рассказывала, что, действительно, Светличная однажды была у них дома, что очень нервничала, постоянно курила, и что Саша, когда она ушла, сказал: "Какое жалкое создание". И никаким образом, естественно, Марина не могла подтвердить, что даже затрагивалась эта тема или поднималась эта тема. И, естественно, совершенно понятно, что Литвиненко не мог никаким образом эту тему поднимать, потому что ни о каком шантаже речь идти практически не могла.


Я ее спросил конкретно, имеется ли у нее запись, аудиозапись их беседы в парке в 2006 года и в квартире Литвиненко, где он конкретно говорил, что он собирается шантажировать бизнесменов. На это она совершено четко и ясно сказала, что у нее имеется большое количество записей разговоров с ним, но, в частности, записи, где он упоминал хотя бы раз или какой-то намек делал на то, что собирается кого-либо шантажировать, у нее нет. Я спросил: "На каком же основании вы утверждает, что такое было? У вас нет никакого документа, никакого подтверждения". После этого тот же вопрос последовал и от представителя итальянской прессы, на что она сказала: "Я считаю, что это мой моральный долг". В ответ на это мы сказали: "Но, простите, тогда любые обвинения против вас, которые сегодня звучат, это тоже моральный долг тех журналистов или тех людей, которые их делают". Она сказала: "Нет, это неправда. Я лично это слышала от Литвиненко, поэтому я заявляю это для всех и считаю себя вполне вправе это делать".



Наталья Голицына: Что еще нового сообщила Юлия Светличная?



Борис Володарский: На самом деле она не сообщила ничего. Она сообщила два факта, которые мне показались очень интересными, потому что они полностью подтверждают ту политику, пропагандистскую политику, которую сегодня ведет Кремль, которую Кремль достаточно ясно сформулировал. Первое, и в выступлении Джеймса Хартфилда, и в самом первом, самом начальном выступлении Юлии Светличной она сообщила, что некие представители газеты "Телеграф" сообщил ей, что только что они присутствовали на брифинге, который дала британская Служба безопасности МИ-5, и якобы во время этого брифинга было заявлено, что участие Кремля не доказано и вообще сомнительно, а Литвиненко - личность темная. Я могу авторитетно заявить, так как я слежу очень внимательно за этим случаем, кроме того, проконсультировался только что c Олегом Гордиевским, - никогда ни при каких обстоятельствах ни одна из служб Великобритании не делала никаких заявлений и не проводила никаких брифингов для прессы или не для прессы. Британская служба безопасности, британская разведка МИ-6 молчат на эту тему и не делали никогда никому никаких официальных заявлений.


В своем выступлении Джеймс Хартфилд сообщил просто парадоксальную вещь, что якобы ему известно, что английская военная разведка сделала заявление по поводу Литвиненко, и якобы они очень сильно сомневаются во всей истории, особенно по поводу участия России, и вообще сомневаются в том, что кто-то отравил его из представителей российской стороны. Ну, в ответ на это мне пришлось сообщить, что британская военная разведка к этому вообще не имеет никакого отношения. Тем более, британская военная разведка никогда и никому ни по какому поводу не делает никаких заявлений.



Наталья Голицына: Говорил публицист и историк разведки Борис Володарский.


XS
SM
MD
LG