Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге проведены общественные слушания о ситуации в детских психиатрических учреждениях


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Кирилл Кобрин : Общественная организация "Гражданская комиссия по правам человека" при участии депутата Законодательного собрания Ленинградской области Владимира Леонова провела в Петербурге общественные слушания о ситуации в детских психиатрических учреждениях. Эти учреждения являются закрытыми, а их пациенты, особенно несовершеннолетние, остаются едва ли не самой уязвимой в правовом отношении категорией граждан. Рассказывает наш корреспондент в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Поэт Иосиф Бродский считал свой тюремный опыт несравненно более легким, нежели опыт пребывания в психушке. Правозащитники считают, что психиатрия (бывшая карательная в советское время) осталась таковой и в современной России. Говорит исполнительный директор "Гражданской комиссии по правам человека" Роман Чорный.



Роман Чорный : Это, действительно, остатки той системы. Хотя сказать "остатки" будет, наверное, не вполне верно, потому что наша нынешняя психиатрия, по моему мнению, и то, что я вижу за 8 лет своей работы, в принципе, практически не изменилась. Была советская, о которой много читали, беседовали мы с пострадавшими. Сейчас изменений реальных нет. Единственное, что некоторые изменения произошли, но иногда они произошли даже в худшую сторону, в том смысле, что эта область осталась абсолютно бесконтрольной, тотально коррумпированной.



Татьяна Вольтская : 16 лет проработала старшей сестрой в Центре восстановительного лечения детской психиатрии Ольга Никифорова, которая, по ее словам, была свидетельницей вопиющих нарушений.



Ольга Никифорова : Делали закупки плохого качества, но за дорогие цены. Были замечания по поводу того, что белье покупалось очень плохого качества. После двух стирок оно становилось как марля, поэтому оно не держалось на матрасах. Часто я видела, как дети, особенно в надзорной палате (убогие эти палаты, убогое состояние всех помещений), раздетые были привязаны к кроватям, и лежали на этих клеенчатых матрасах. Поэтому санитарками и медсестрами им уделялось мало внимания. Этим они как бы облегчали себе работу - привяжут ребенка, и он никуда не уползал. Часто он мокрый. Чтобы белье не менять, они матрас могли протереть только тряпочкой и все.


Детям не хватало места. Часто в одной игровой было по 40-45 человек, а комната примерно метров 15-20. Скученность была очень большая. Всегда жаловались, что не хватает персонала, не хватает помещений, в то же время нам выделили большую территорию, там ремонт проводился, а часть территории наша администрация как-то умудрилась сдать в аренду другим предпринимателям. За это они получают какие-то проценты. Образовали какое-то акционерное общество. А дети в такой скученности.


Стационар в ужасном положении. Когда приходили к нам комиссии, то они удивлялись, какие казармы, какое убожество. Но я считаю, что главному врачу Рубиной выгодно это. Она любит это демонстрировать. Просит всегда о помощи - вот какие они бедные и несчастные. Просит помощь гуманитарную, просит помощь у всех депутатов, демонстрируя вот это убожество. На самом деле, она, психиатрия, финансируется очень хорошо, особенно, детская. Выписывался вот новый препарат. Часто в кулуарах врачи, заведующие как-то сетовали на то, что зря его в таком количестве нас заставляют его выписывать. А он не идет детям, он имеет очень много противопоказаний. Был факт исчезновения гуманитарной помощи. Она поступала где-то на сумму более 15 тысяч долларов. Но она, эта гуманитарная помощь, до детей не дошла. Так на сегодняшний день это дело и не расследуется.



Татьяна Вольтская : Зато Ольга Никифорова уволена. Она уже проиграла судебные процессы в России. Теперь дело ее рассматривается в Европейском суде по правам человека. Говорит Роман Чорный.



Роман Чорный : Случай Ольги Николаевны Никифоровой очень показателем в том смысле, что он вскрывает такие язвы, которые есть в нашей детской психиатрии. Речь, конечно же, идет, в первую очередь, о нарушениях прав вообще любых детей, которые попадают в эти учреждения. Одно из вопиющих - отсутствие прогулок, применение мер стеснения, привязывание к матрасам еще к чему-то, применение смирительных рубашек. Все эти проблемы, конечно же, ужасны точно также как и такие проблемы, как нарушение правил пожарной безопасности, когда заставлены запасные выходы, когда припаяны решетки на окнах, когда люди, в том случае, если будет пожар, они просто не смогут спастись, а тем более дети. Применение этих мер стеснения, решетки на окнах - это все вопиющее нарушение прав детей. Это даже потенциальная угроза их жизни. С другой стороны, понятно, что это финансовые нарушения. Эти деньги выделяются из бюджета, то есть это деньги наши, налогоплательщиков.




XS
SM
MD
LG