Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге подведены итоги конференции ЮНЕСКО


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский: В Петербурге подведены итоги конференции ЮНЕСКО, продлившейся почти всю прошлую неделю. Плановая конференция приобрела особое значение из-за скандала вокруг проекта 400-метровой башни бизнес-центра "Газпром-Сити" в непосредственной близости от исторического центра города. В работе конференции принимал участие директор фонда "Спасение" Александр Марголис, который провел специальную встречу с директором центра всемирного наследия Франческо Бандарина.


С Александром Марголисом беседовала Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: В 2007 году Петербургу предстоит подтвердить основания, по которым он с 1990 года находится в списке городов, относящихся ко всемирному наследию. Поэтому плановая международная конференция ЮНЕСКО "Применение научно-технических достижений в управлении и сохранении исторических городов, включенных в список всемирного наследия" все же носила характер ревизии. Вы согласны с этим, Александр Давидович?



Александр Марголис: Решение о том, вычеркивать нас или оставить, будет приниматься летом этого года, в частности по итогам тех встреч, которые происходили в течение последних дней.



Татьяна Вольтская: Как у вас впечатление? Участники этой конференции, они были действительно заинтересованы или это для них такая рутина?



Александр Марголис: Во-первых, их было очень много, почти 50 человек, из многих стран мира. Но, что касается руководителя этой делегаций, это Франческо Бандарин, который возглавляет центр всемирного наследия в Париже, он, во-первых, и заинтересован, во-вторых, очень компетентный. Во-первых, он хорошо знает Петербург, знает его проблемы. В частности та драма, которая у нас здесь разворачивается в последние месяцы вокруг известного проекта "Газпром-Сити", ему известна в деталях. Он уже обращался, кстати, с официальным запросом в правительство Российской Федерации, так что его не надо было погружать в эту тему, он был уже погружен вполне.


Я почувствовал большую заинтересованность от ведущих специалистов ЮНЕСКО. Их появление здесь, как мне кажется, было в высшей степени своевременно. Наши оппоненты и "Газпром" показывали свои идеи тому же самому Франческо Бандарину и поспешили сообщить, что он на их стороне будет чуть ли не собственноручно строить эту башню. Когда спустя несколько часов мы встретились с ним (мы - это группа членов совета по культурному наследию при правительстве Петербурга) и спросили, так ли это, он вытаращил глаза и сказал: "Да, ловко. Сказал я совсем другое". Мы забываем о том, что речь идет о дипломатии. Он не говорит, чудовищно, безобразно. Он говорит, допустим, вызывает беспокойство, не совсем ясно. Это уже крайняя степень озабоченности на дипломатическом языке. В общем, когда мы его переспросили, он сказал: "Строительство тех или иных небоскребов в мегаполисе - вещь почти неизбежная". Те проекты, которые были на одном знаменитом конкурсе, в принципе могут быть здесь воплощены. Вопрос в другом - в каком месте. Вот тут он высказался совершенно определенно, что в этом месте ничего подобного строить нельзя, это категорически невозможно. Когда мы ему сказали, что наш вице-губернатор Вахмистров собирается вообще отменить высотный регламент, он сказал: "Хочется думать, что это недоразумение. В таком городе, как Петербург, отменить высотный регламент никак нельзя".



Татьяна Вольтская: Какую силу все-таки будут иметь вот эти разговоры? Есть ли какой-то официальный документ? Насколько, как вы считаете, будет принято к сведению мнение Франческо Бандарина? Вспомните, когда талибы разрушали статуи Будды, какой все-таки был шум. Правда, эти статуи тоже не защитили, но ситуация была немножко острее.



Александр Марголис: Вы правы. Мне на ум уже приходила эта аналогия. Конечно, воздействия Объединенных Наций на варваров все-таки имеют место быть. Вряд ли правительство Санкт-Петербурга проигнорирует эту точку зрения ЮНЕСКО. Но не надо думать о том, что завтра какие-то будут введены санкции, никто не пустит Матвиенко в Париже. Методы работы этой организации иные, они поддерживают тех, кто сохраняет наследие, но они вовсе не преследуют тех, кто его, так или иначе, разрушает. Но поскольку Матвиенко постоянно говорит, что она ориентирована на европейские стандарты, что ее мечта сделать Петербург истинно европейским городом, мне не думается, чтобы она с легкостью необычайной могла отмахнуться от этого заявления. Кроме того, это очень важно для петербургской общественности - почувствовать международную солидарность, что мы не одиноки, что не только нас вообще это тревожит.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG