Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Иванов не исключает, что американские системы могут появиться во многих частях мира


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Татьяна Вагнер и Ян Рунов.



Андрей Шарый : Министр обороны Сергей Иванов опубликовал свою статью с видением того, что происходит в отношениях военных в России и США в немецком издании "Зюд Дойче Цайтунг". Размещение американской системы противоракетной обороны в Европе имеет не только военное, но и символическое значение, считает Иванов. Он досадует, что через 15 лет после окончания "холодной войны" сложились такие условия, когда континент снова не может обойтись без американского покровительства. Возведение баз противоракетной обороны поблизости от российских границ является недружелюбным сигналом, заявляет Иванов. Он не исключает, что американские системы в ближайшее время могут появиться и в других частях мира. Все это вынуждает Россию, по мнению министра, принимать контрмеры, ассиметричные и не такие дорогостоящие.


В Чехии, тем времен, продолжается широкая общественная дискуссия об участии стран Центральной Европы в организации новой системы американской противоракетной обороны. Окончательное решение о том, будет ли в Чехии дислоцирована американская радарная установка примет парламент республики. В Праге уверенно заявляют, что противоракетная оборона не направлена против российских ракет. Гораздо больше вопросов вызывает нежелание США вести переговоры с Чехией как с членом НАТО. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Александра Вагнер : Министерство обороны Чешской республики ведет переговоры по размещению части противоракетной оборонной системы США на территории Чехии с 2004 года. Говорить об этом вслух начали лишь после того, как американская сторона прислала официальное письмо с призывом начать переговоры на политическом уровне. Майор Йозеф Чиртак из Министерства обороны Чешской республики.



Йозеф Чиртак : С военной точки зрения, одной из угроз является атака баллистической ракетой, несущей оружие массового уничтожения. Эта угроза связана с увеличением ракетной мощи в странах третьего мира. Кроме того, несколько стран третьего мира разрабатывают оружие массового уничтожения прямо сейчас. А против подобного рода атаки не только Чешская республика, но и ни одно европейское государство не может эффективно обороняться.



Александра Вагнер : Йозеф Чиртак отказался конкретизировать о каких странах третьего мира идет речь. От какой угрозы будет охранять радиолокационная станция рассказывает Ондржей Соокуп из Чешской ассоциации по международным вопросам.



Ондржей Соокуп : Они направлены, скорее всего, против Ирана. Потому что с Северной Кореи вряд ли бы долетели. Это система, которая будет способна сбивать ракеты. В данный момент, как все знают, она еще абсолютно несовершенна. Все тесты показывают переменный такой успех. Уже понятно, что эта система может задержать единичные ракеты, да и то еще вопрос.



Александра Вагнер : В Министерстве обороны Чешской республики отмечают, что полное введение в эксплуатацию радиолокационной системы займет несколько лет. В ближайшие месяцы необходимо получить одобрение чешского парламента. Политическое решение пока что упирается в согласие оппозиции. Результаты последних выборов разделили количество депутатов в правом и левом крыле парламента 100 на 100. Другими словами, если один из парламентских лагерей отказывается голосовать "за", то принятие решения заходит в тупик.


Пользуясь этим, чешские оппозиционеры призвали созвать всенародный референдум по решению вопроса о размещении противоракетной установки. Впоследствии этот место признали недемократичным. Ныне глава самой крупной оппозиционной Социал-демократической партии Чехии Ежи Пароубек заявил, что переговоры возможны при условии участия представителей НАТО.



Ежи Пароубек : Если США обратит внимание на наши замечания, мы можем снова сесть за стол переговоров. В ближайшие месяцы мы будем изучать ситуацию. Двухсторонняя договоренность может произойти.



Александра Вагнер : США, в свою очередь, настаивают на том, что размещение оборонного комплекса на территории Восточной Европы дело лишь договаривающихся стран, а не всего североатлантического альянса.



Ондржей Соокуп : Идет как бы серьезная дискуссия между специалистами, что эти радары это только чешско-американский проект, скажем так. Было бы гораздо лучше, если бы эта система встраивалась в уже существующие системы, скажем, НАТО и Евросоюза. Проблема в том, что американцы все это оплачивают. Они уже разрабатывают где-то порядка 10 лет. Естественно, им не слишком нравится сама идея, что если они вложили в этот проект уже миллиард долларов, чтобы остальные члены НАТО пришли и фактически бесплатно получили доступ к этим технологиям. Это, с одной стороны, понятно, а, с другой стороны, это создает для Чехии и Польши неприятную ситуацию, как будто мы не договариваемся с другими нашими союзниками и действуем односторонне.



Александра Вагнер : Говорить об окончательном решении в вопросе размещения части противоракетного щита в Восточной Европе и, в частности, в Чехии, еще преждевременно. Официальные структуры североатлантического альянса пока что сохраняют позицию невмешательства. А голосование в чешском парламенте еще не состоялось.



Андрей Шарый : По мере нарастания военного соперничества между Россией и США возникает вопрос о соперничестве политическом и, как следствие, о нарастающем охлаждении, об отходе, может быть, от стратегического партнёрства. Может ли этот процесс привести к новому типу "холодной войны"? Мнением американского политолога поинтересовался нью-йоркский корреспондент нашего радио Ян Рунов.



Ян Рунов : На наши вопросы отвечает новый директор российских и евразийских программ Центра стратегических и международных исследований, в прошлом директор тех же программ фонда Карнеги "За международный мир" Эндрю Качинс.



Эндрю Качинс : Ответственные лица в администрации Буша говорят что-то не очень приятно о России. Но я сильно сомневаюсь, что мы сейчас на грани новой "холодной войны". Есть охлаждение в российско-американских отношениях в течение последних 2-3 лет, но я не хотел бы преувеличивать ситуацию сегодня. Я уверен, что российское правительство не хочет соперничества, как у нас было во время "холодной войны". Безусловно, США тоже не хочет этого.


Стратегическое партнерство между Россией и Соединенными Штатами. У нас большой вызов - улучшить статус этого партнерства. Я бы не сказал, что партнерство закончено сейчас. Конечно, тон дискуссии в России ухудшилось, настроение в Вашингтоне ухудшилось в течение последних 3 лет. Это - да. Я жил в Москве, я был директором Московского центра Карнеги. Потом я вернулся в конце 2005 года. Это было очень заметно, как настроение в России изменилось в худшую сторону. Нам нужно здесь баланс дискуссий в России. Я знаю, что год тому назад было сотрудничество с Россией даже по вопросу с Ираном, по Ближнему Востоку. Эти два вопроса были самые важные в отношениях с Россией.


С точки зрения общественного мнения, конечно, кажется, что в соперничестве более сильная динамика в наших отношениях.




XS
SM
MD
LG