Ссылки для упрощенного доступа

Россия и Китай остаются лидерами по пиратству в интеллектуальной сфере


Программу ведет Арслан Саидов.



Арслан Саидов: Международный альянс по защите интеллектуальной собственности признал, что Россия и Китай остаются лидерами по пиратству в интеллектуальной сфере. Как пишет сегодня Интернет-издание "Лента.ру", в прошлом году Китай и Россия так же возглавляли список самых пиратских стран, однако, если Китай немного снизил объемы нарушений прав интеллектуальной собственности, то ситуация в России стала по сравнению с прошлым годом даже хуже. Всего в список альянса вошли 60 основных стран-пиратов. За прошлый год они нанесли производителям музыки, кино и программного обеспечения совокупный урон в 15 миллиардов долларов.


В России самый громкий судебный процесс последнего времени по делу об использовании нелицензионной продукции - это дело Александра Поносова, директора сельской школы из Пермского края. Его обвиняют в незаконном использовании компьютерной программы фирмы "Майкрософт". Правоохранительные органы обнаружили, что на всех компьютерах в школе был установлен нелицензионный Windows . Обвинения в адрес Поносова называют надуманными. В его защиту выступила Общественная палата России.


Мой собеседник - глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов, адвокат Анатолий Кучерена.



Анатолий Кучерена: Мы посчитали нужным непосредственно этот вопрос взять под контроль нашей комиссии, поскольку к нам было обращение непосредственно Александра Поносова, он приезжал к нам. Так же, как мы берем другие дела. Это касается не только Поносова, это касается многих других учителей. Я знаю позицию в данном случае "Майкрософт". "Майкрософт" не подавал заявления. Судите сами, есть же продавец этой продукции. Почему прокуратура у нас в данном случае самоустранилась от установления вообще истины по этому делу? Вы купили компьютер. Вдруг приходит к вам проверка и говорит: стоп, вы пользуетесь продукцией контрафактной, и будете сидеть в тюрьме теперь.



Арслан Саидов: Чем вы объясняете такое рвение местных правоохранительных органов, что они обратили свое внимание именно на директора средней школы сельской и возбудили уголовное дело, сейчас это превращается в такой большой, широкий судебный процесс?



Анатолий Кучерена: Мы не будем сейчас говорить, кто виноват, не виноват. Но, по крайней мере, те материалы, с которыми мы знакомы, свидетельствуют об обратном. И наша задача сегодня, прежде всего, если есть состав преступления, то, соответственно, человек должен нести неотвратимость наказания. Но если этого состава преступления нет... Это самое страшное и чудовищное, если человек невиновный оказывается на скамье подсудимых. Не может же продавец этого товара просто оставаться в стороне? Пусть они собирают эти доказательства, пусть собирают улики. Невозможно сегодня исходить только из того, что он директор школы, он принял эти компьютеры. Он даже деньги не платил, этим вопросом занимались непосредственно местные власти.



Арслан Саидов: Известно, что в Пермском крае находится член вашей комиссии, вице-президент Ассоциации ветеранов группы "Альфа", герой России Геннадий Зайцев. Каково первое впечатление вашего представителя? К какому выводу он пришел?



Анатолий Кучерена: Первое впечатление: те доказательства, которые непосредственно исследовались в ходе судебного рассмотрения, вызывают очень много вопросов. Была назначена экспертиза. Экспертиза может быть доказательством по делу. Непосредственно эксперт, который проводил экспертизу, не был предупрежден об уголовной ответственности. А это требование закона. И ряд других нарушений. По преступлению, если брать вообще 146-ю статью, требуется умысел. Какой умысел? На что умысел у него? Это же надо доказывать, что у него был умысел на использование контрафактной продукции.



Арслан Саидов: Вы все-таки считаете, что правоохранительные органы не с теми борются?



Анатолий Кучерена: Моя задача, прежде всего, как председателя комиссии, как гражданина России, чтобы правоохранительные органы работали эффективно и исключительно с буквой закона. Конечно же, правовую оценку действиям работников правоохранительных органов, прокуратуры, конечно же, дадут вышестоящие структуры. Мы не можем давать правовую оценку, мы можем только обозначить проблему, общественно значимую. Потому что это касается и других. Это не только Александра Поносова касается, это касается и других учителей, это касается и других школ.



Арслан Саидов: По вашей информации, в других школах тоже могут возникнуть такие проблемы?



Анатолий Кучерена: Они есть. На наш адрес приходит очень много обращений от других директоров школ из субъектов Российской Федерации.



Арслан Саидов: Они пишут о том, что обнаружили, что у них тоже нелицензионная система, и не знают, что теперь с этим делать.



Анатолий Кучерена: А что они могут знать в глубинке? Согласитесь, что директор школы тоже должен быть подготовлен. Ведь если исходить опять же из материалов уголовного дела, совершенно очевидно, как все это происходило. Если приехали туда работники правоохранительных органов вместе с работниками прокуратуры, насколько я знаю, изъяли компьютеры, "софт" и через какое-то время вернули. Но при этом не участвовали ни понятые, это никаким образом документально не оформлено. Возникает вопрос: а почему так происходит? А что они вернули обратно? А что они забрали?



Арслан Саидов: У вас есть ответ на этот вопрос?



Анатолий Кучерена: Я, наверное, воздержусь отвечать на вопрос, почему. Я думаю, что в любом случае надо дождаться, когда суд примет решение, и после этого уже делать соответствующие выводы.



Арслан Саидов: Вы обращались в Министерство образования с этой проблемой, то, что такие проблемы возникают у директоров других школ? Что же им все-таки делать? Есть решение?



Анатолий Кучерена: Прежде всего, наверное, те структуры, которые непосредственно занимаются закупкой компьютеров для школ, наверное, они должны проверять на предмет, не является ли эта продукция контрафактной. Потому что у директора школы такой возможности нет, тем более, когда мы говорим о сельской школе, о глубинке.



Арслан Саидов: Подобные поставки с контрафактной продукцией носят массовый характер или это все-таки единичные случаи?



Анатолий Кучерена: Я все-таки считаю, что это носит массовый характер. Вообще, если брать контрафактную продукцию, нарушение авторских и смежных прав, я считаю, что это носит массовый характер. Это очень серьезная проблема. Но этой проблемой надо заниматься в правовом русле. Конечно, проще простого найти кого-то, поскольку он был причастен к этому, неважно как, косвенно, он принимал этот товар, и потом везде рапортовать, что вот мы, таким образом, боремся с контрафактной продукцией. Но это не выход из ситуации.



Арслан Саидов: А разве не должно Министерство образования сейчас каким-то образом составить реестр тех школ, где незаконное программное обеспечение установлено, выделить деньги и предоставить им это, чтобы исправить ситуацию?



Анатолий Кучерена: Конечно, должно, обязано просто сделать.



Арслан Саидов: Почему же это не делается?



Анатолий Кучерена: Мы сейчас говорим об уголовном деле. Мы сейчас говорим о том, что Поносов привлекается к уголовной ответственности. Я вас уверяю, что у него никаких вообще даже догадок не было, судя по разговору с ним (я с ним же встречался неоднократно). Для того чтобы совершить преступление, надо иметь умысел на это. Поймайте того, кто это изготовил - и больше ничего. Почему вы не хотите поймать того, кто это изготовил? Надо трудиться. Надо, естественно, думать, как это сделать. А тут, как же так, есть поставка этих компьютеров в школу, и есть директор школы, так зачем глубже копать, зачем разбираться, зачем проводить соответствующие следственные действия. Зачем? Вот он. Мы знаем об этой проблеме. Это проблема очень серьезная для всей страны. Именно контрафакт, именно использование чужих авторских и смежных прав - это серьезная проблема. Так мы и призываем, давайте бороться с этим явлением законным способом, не для галочки, для того, чтобы потом рапортовать, сколько посажено людей в тюрьму, а для того, чтобы это явление искоренять. Вот почему мы еще вмешались в эту ситуацию.



Арслан Саидов: Но пока, по вашему мнению, все сейчас делается для галочки?



Анатолий Кучерена: Я в любом случае исхожу, прежде всего, из того факта, что везде, возьмите любой рынок, возьмите те же компьютеры, везде есть проблема, но с этой проблемой надо бороться законным способом. По крайней мере, очень хочется верить в то, что правоохранительные органы задумаются над этой проблемой, и будут реально заниматься теми делами, которыми они должны заниматься, и качественно проводить расследование по данной категории дел.


XS
SM
MD
LG