Ссылки для упрощенного доступа

Женщина с младенцем. Станет ли первая леди первым президентом


Виктория Вудхалл дважды пыталась войти в Белый дом президентом. На выступлении перед членами конгресса
Виктория Вудхалл дважды пыталась войти в Белый дом президентом. На выступлении перед членами конгресса

Нынешняя самая длинная избирательная кампания в истории США (23 месяца) обещает стать и самой необычной. В первую очередь, потому, что ее бесспорным лидером оказался кандидат, уже проведший восемь лет в Белом доме. Не менее важно, конечно, и то, что Хиллари Клинтон может стать первой женщиной-президентом.


30 лет назад малоизвестный в масштабах страны губернатор штата Джорджия Джимми Картер открыл свою президентскую кампанию такими словами: «Я – Джимми Картер, и я избираюсь в президенты». Сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, которую знают все, начала свою встречу с избирателями штата Айова той же самой фразой, но с важным дополнением: «Я – Хиллари Клинтон, и я избираюсь в президенты. Я участвую, чтобы победить».


Магнетизм, как и было сказано


Клинтон – не первая в истории США женщина, претендующая на пост президента. Еще в 1872-м году о свих видах на этот пост заявила Виктория Вудхалл – дама, незаурядная во всех отношениях. Она сделала состояние на лечении магнетизмом, опубликовала на английском «Манифест Коммунистической партии» и была активной суфражисткой (в США женщины получили право голоса на федеральных выборах в 1920-м году. Конституция говорит о президенте исключительно в мужском роде. Поэтому некоторые законники считают, что и Хиллари Клинтон не имеет права бороться за президентский пост). Так или иначе, Виктория Вудхалл не добралась до Белого дома. За двое суток до выборов ее арестовали за публикацию статей аморального, по мнению властей, содержания - она была сторонницей свободной любви.


Как рассказывает профессор Университета штата Виргиния Майкл Холт, женский вопрос в американской политике прошел долгий путь в своем развитии:


- Существовала фундаментальная разница между вигами, которых можно считать своего рода предшественниками республиканцев, и демократами в вопросе о том, какой может быть роль женщин в сфере публичной политики. Виги и их сторонники - это по преимуществу представители среднего класса, христиане, регулярно посещающие церковь. Для них женщина являлась нравственным центром семьи, хозяйкой дома, которая во многом определяла моральные ценности своих мужей и детей. Не думаю, что демократов когда-либо заботил этот вопрос. Начиная с 40-х годов XIX века виги стали привлекать своих жен и дочерей к участию в избирательной кампании. Так, в 1840-м году кандидатом вигов был генерал Уильям Генри Гаррисон, любивший крепкий сидр. Оппоненты обвиняли в вигов в том, что на предвыборных собраниях они спаивали простой люд виски и этим самым сидром. Чтобы переубедить избирателей, было решено брать с собой на митинги женщин - ведь в присутствии дам распитие спиртных напитков было категорически запрещено.


- Ситуация повторилась в 1844-м году, когда кандидатом вигов был Генри Клей, чья репутация бонвивана и развратника отпугивала благопристойных христиан, и виги опять должны были показывать, что они являются партией моральных ценностей. Демократы стали привлекать к избирательным кампаниям женщин позже, и у них это никогда не получалось так дерзко или даже цинично, как у вигов.


Несмотря на неудачный опыт первой кандидатки, женщины продолжали рваться в политику. В 1916-м году жители Монтаны избрали в палату представителей республиканку Джанетт Рэнкин . В 1964-м году сенатор Маргарет Чейз Смит претендовала на номинацию в президентской кампании. В 1984-м году женщина впервые стала официальным кандидатом на пост вице-президента - Джеральдин Ферраро . Она избиралась от демократической партии вместе с Уолтером Мондейлом . Но на выборах победила другая пара -Рональд Рейган и Джордж Буш-старший. И, наконец - Элизабет Доул , дважды занимавшая министерские посты, впоследствии сенатор. Она боролась за номинацию от республиканской партии на выборах 2000-го года, но сошла с дистанции в самом начале, потому что не сумела собрать необходимых средств.


Пенсионерка с младенцем, убойное сочетание


Хиллари Клинтон – первый реальный кандидат-женщина. В ее президентских амбициях сомнений не было. Многие ожидали, что она будет избираться уже в 2004-м году. Но она уступила дорогу Джону Керри. Не потому, что верила в его победу – скорее, наоборот. Расчет состоял в том, что Буш, всего вероятнее, будет переизбран на второй срок, и тогда в 2008-м году пост президента станет вакантным. Так и вышло. Хиллари поджимает возраст: в этом году ей стукнет 60. Если сейчас президентом станет ее однопартиец, выборы 2012-го года придется пропустить, а в 2016-м ей будет уже 69. Поздновато. В таком возрасте на пост главы государства был избран пока лишь один Рональд Рейган – самый пожилой в истории США президент. Поэтому для Хиллари вопрос стоит ребром: или сейчас – или никогда. Потому она и говорит: «Я участвую, чтобы победить». Эта фраза будет рефреном ее кампании. Когда в прошлом году президента Буша спросили, как он оценивает перспективы Хиллари Клинтон, тот назвал ее «очень сильным кандидатом». Ту же характеристику Хиллари повторил ее соперник республиканец Джон Маккейн: «Я считаю, она будет очень сильным кандидатом. Одна из наших ошибок в 1992 году состояла в том, что мы недооценили потенциал ее мужа».


Особого мнения на сей счет придерживается известный политтехнолог, бывший советник Билла Клинтона Билл Моррис. Он считает, что главным фактором в борьбе за номинацию станет восходящая звезда демократической партии афроамериканец Барак Обама :


- Обама политический младенец. В сенате США он работает без году неделя, он очень молод. Через 6-8 лет он может стать хорошим кандидатом, но не сейчас. Что касается Хиллари, то у нее нет серьезных достижений в сенате, все ее победы носят чисто символический характер


- Главная угроза для республиканцев состоит в том, что демократы способны резко увеличить число голосующих. В стране 80 миллионов избирателей, которые не участвовали в выборах 2004 года, когда явка была рекордной за много лет. Это, в подавляющем большинстве афроамериканцы, «латинос» и одинокие женщины. И Хиллари, и Обама могут расшевелить этот электорат. Мое личное мнение: демократы могут выставить Хиллари и Обаму в паре. Думаю, что в таком составе они могут победить за счет расширения электората.


Вернемся к женскому вопросу. Мари Уилсон, который возглавляет неправительственную организацию «Проект Белый дом» (она поддерживает женщин, делающих карьеру в бизнесе и политике), полагает, что сейчас шансы у женщины высоки, как никогда: «Когда мы начинали свой проект, 78% американцев находили избрание женщины президентом в порядке вещей. С тех пор цифра выросла до 86%. На самом деле, для большинства пол президента не имеет значения, лишь бы президент хорошо справлялся со своей работой».


Политтехнолог Робин Рейбен напоминает об оставшихся процентах: «Разумеется, это (избрание женщины президентом – РС) возможно и когда-нибудь произойдет. Но, к сожалению, наше общество гораздо более сексистское, чем мы это признаем. 14% избирателей считают, что женщина не должна быть президентом, и это немало. Посмотрите, с каким преимуществом выигрывались президентские выборы два последних раза. Вы просто не можете выиграть, если 14% зациклены на этой теме».


Что надеть, когда отдаешь честь


Демократ Патриция Шредер , бывшая членом палаты представителей от Колорадо, в 1988-м чуть было не стала кандидатом в президенты. Не в последнюю очередь она отказалась от своего замысла потому, что просто не знала, как ей следует одеваться: «Всякий в Америке знает, как должен одеваться кандидат в президенты: красный галстук, белая сорочка, костюм. Если вы хотите выглядеть напряженно работающим, вы ослабляете узел галстука, снимаете пиджак, закатываете рукава. А что должна делать женщина? У нас нет готовых решений».


На встрече Клинтон с избирателями в Айове первый же вопрос к ней был о женщинах в политике. « В нашей политической системе до недавних пор доминировали мужчины, причем белые мужчины, - отметила кандидат. - Но сегодня у нас в сенате уже 16 женщин. Это столько, сколько женщин вообще когда-либо избиралось в сенат – вместе с нами их за всю историю было 32. Так что мы на подъеме. Подумать только, Нэнси Пелоси стала спикером палаты представителей! Пресса, возможно, станет обсуждать мои наряды и прическу охотнее, чем внешность моих соперников. Я должна примириться с этим. Я - женщина и мать, это неотъемлемая часть моей личности. Но я прошу избирателей голосовать просто за того, кого они сочтут лучшим президентом Соединенных Штатов Америки».


Как видим, Хиллари Клинтон тоже чувствительна к вопросам внешности. А как прикажете одеваться для исполнения функций главнокомандующего? Многие считают, что женщина выглядит в этой роли особенно нелепо. Наверняка вспомнят и старые дела – все мы знаем, какие. Но Хиллари Клинтон палец в рот не клади. В Айове ее спросили, как она будет управляться со «злобными, алчными, прогнившими, жадными до власти лидерами, такими, как бин Ладен, которые к тому же все мужчины».


«Дает ли мой жизненный опыт основания считать, что я не умею обращаться с плохими мужчинами?», - парировала сенатор. На пресс-конференции после встречи журналисты попросили ее уточнить свой ответ. «Ведь вы сами мне говорите: не грузи народ серьезным разговором, скажи публике что-нибудь занятное. Вот, пошутила – и сразу же попала на сеанс психоанализа», - объяснила Хиллари.


Ее шутливое настроение поддержал театр политической сатиры Capitol Steps , который сочинил новый текст на мелодию из бродвейского мюзикла «Продюсеры ». В редакции Capitol Steps эта песня звучит так: «Весна для Хиллари и либералов».


XS
SM
MD
LG