Ссылки для упрощенного доступа

Экономические отношения Армении и России страдают из-за хронического российско-грузинского конфликта


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Кирилл Кобрин: Официальный Ереван сообщил, что через месяц между Арменией и Россией должно возобновиться прямое транспортное сообщение. Его должен обеспечить паром, который будет курсировать между портами «Кавказ» и «Поти». Прямое сообщение между странами было прервано в середине прошлого года после закрытия российского пограничного пункта пропуска «Верхний Ларс».



Олег Кусов: Пограничный пункт пропуска «Верхний Ларс» расположен на российско-грузинской границе, в основном через него шли грузы из России в Армению. Как считают эксперты, Москва, c тремясь наказать Грузию, гораздо сильнее ударила по интересам своего стратегического партнёра в регионе - по Армении. Российские грузы доставляют в Армению через украинский порт Ильичёвск. Грузы из Поти и Батуми сюда идут неделю, а по новому маршруту они должны поступать в течение 31 часа.


Возобновление прямого сообщения, по мнению экспертов, для Армении важно не только по экономическим, но и политическим соображениям, которые подтверждают особое отношение Москвы к своему стратегическому партнёру. Однако российская сторона до сих пор не предложила чёткую стратегию сотрудничества с Арменией, убеждён заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.



Сергей Маркедонов: Паромное сообщение, конечно, добрый знак, потому что сейчас российские позиции в результате в том числе российских не очень продуманных действий на Южном Кавказе привели к тому, что Армения оказалась еще более заблокированной, отдаленной от России. Ну, тут можно вспомнить и прошедший 7 февраля 2007 года региональный саммит по строительству проекта Карс-Ахалкалаки-Баку в обход Армении. Поэтому вот этот транспортный проект, безусловно, позитивный момент. Но хотелось бы, чтобы все подобного рода проекты все-таки укладывались в какую-то стратегию, чтобы не получилось, что одной рукой мы перекрываем Казбек и Ларс или ссорой с Азербайджаном делаем ухудшение наших же позиций и наших взаимоотношений с Армений, а потом вот какие-то делаем проекты, компенсирующие наши же крупные ошибки.



Олег Кусов: В Ереване на прямое сообщение с Россией возлагают большие надежды. Говорит политолог, директор Кавказского института средств массовой информации Александр Искандарян...



Александр Искандарян: Доставка грузов через Ильичевск примерно на 15-20% дороже, чем доставка Новороссийск-Поти. Почему для экономики Армении это имеет значение? Довольно значительное количество грузов идет из Армении и в Армению, но российская часть армянского экспорта - это 12,1% и импорт в Армению из России - это 16,6% армянского импорта вообще. То есть это довольно значительное количество грузов.



Олег Кусов: Но в тоже время армянская сторона отдаёт себе отчёт в том, что прямое сообщение с Россией может оборваться в любой момент.



Александр Искандарян: Грузино-российские взаимоотношения хронически плохие. Они не подают на самом деле серьезных надежд на серьезное улучшение. Во всяком случае, следует ожидать, что периодически отношения будут ухудшаться, а при таких случаях дорога, в частности, паромное сообщение может закрываться. Я буду рад ошибиться, но я боюсь, что прошлое показывает, что этого следует ожидать, и при очередном каком-нибудь предвыборном ухудшении российско-грузинских взаимоотношений это может случиться опять.



Олег Кусов: Во многом из-за этого Армения сегодня предпочитает укреплять транзитные отношения с другими странами, но не с Россией. Продолжает Александр Искандарян...



Александр Искандарян: Мы с Ираном напрямую граничим, и армянская торговля с Ираном не опосредована никакой третьей страной. Армения с Ираном находятся в нормальных взаимоотношениях политических, и потоки идут, это не только иранские грузы, и не столько иранские грузы (из Ирана мы сравнительно мало получаем грузов), а это грузы, которые идут через порт Бандер-Аббас на юге Ирана в Персидском заливе из Эмиратов, из Европы и так далее. Там объем довольно приличный.



Олег Кусов: Армения экономически ориентирована на Запад, считает политолог Искандарян.



Александр Искандарян: Экспорт из Армении в Россию - это 12,1%, а экспорт на Запад, то есть это Евросоюз плюс США, Канада, Швейцария, Израиль - это 72,5% армянского экспорта. В экономическом смысле Армения уже часть Запада. Огромнейшая часть российского импорта в Армению - это газ. То есть Россия для Армении превращается в какую-то газозаправку. Если мы говорим об экономике, а тем более если мы говорим об экономике минус энергетика, минус газ, который поступает (а об этом следует говорить, ибо скоро вступит в силу трубопровод, который идет из Ирана, который будет газ поставлять), то тут связи с Россией довольно-таки ничтожные. Это уже происходит.



Олег Кусов: Однако политические отношения Еревана и Москвы по-прежнему остаются крепкими, считает политолог Александр Искандарян.



Александр Искандарян: Потому что существует такая часть политики, которая называется безопасность или военно-политическое сотрудничество, и в этом Армения имеет IPAP , то есть индивидуальный план по сотрудничеству с НАТО, также как Грузия, также как Азербайджан. Но Армения, конечно же, имеет российскую базу военную на своей территории, и армянская армия вооружена оружием бывшего советского, ну, то есть в основном российского производства. В этом смысле Армения и Россия действительно являются стратегическими союзниками, и тут российская часть армянской внешней политики достаточно велика, хотя я бы сказал, что западная составляющая тоже все время увеличивается. Но, по крайней мере, тут ситуация не такая, какая в экономике, потому что в политике вопросы безопасности, вопросы военного сотрудничества... они все-таки играют...


XS
SM
MD
LG