Ссылки для упрощенного доступа

Парламент Эстонии принял закон, допускающий перенос памятника советским воинам из центра Таллина. Что это: кощунство или уважение права на собственную историческую память?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Таллине Эльдар Низаметдинов.



Андрей Шарый: Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес сегодня отклонил закон о сносе запрещенных сооружений, как не соответствующий конституции. Закон этот был принят сегодня же в окончательном чтении парламентом. В числе запрещенных сооружений - памятник советскому воину-освободителю, который должен быть перенесен из центра Таллина в течение 30 дней в том случае, если закон вступит в силу. Россия неоднократно протестовала против возможного устранения или переноса памятников и захоронений советских солдат. Из Таллина сообщает корреспондент Радио Свобода Эльдар Низаметдинов.



Эльдар Низаметдинов: Через несколько мгновений после голосования на головы парламентариев посыпались листовки с текстом: "Не трогайте Солдата!" Листовки бросал в зал неизвестно как оказавшийся на балконе для гостей парламента активист одной общественной организации русскоязычных жителей. Перед началом заседания он вместе со своими единомышленниками стоял в пикете перед зданием парламента.


Президент страны имеет право возвращать в парламент для доработки правовые акты, в чем-то противоречащие конституции Эстонии. Уже через несколько часов после финального голосования в парламенте президенте Тоомас Хендрик Ильвес объявил, что не утвердит закон о запрещенных сооружениях.


Председатель центристской фракции парламент Айн Сеппик ожидал именно такого решения.



Айн Сеппик: Потому что это закон противоконституционный, нарушает распределение власти. Закон занимается тем, чем должна заниматься исполнительная власть.



Эльдар Низаметдинов: Другой депутат парламента Эстонии, юрист Игорь Грязин, напротив, полагает, что у президента не было серьезных оснований отвергать этот закон.



Игорь Грязин: Я думаю, что здесь президент достаточно серьезно ошибается и просто ищет какие-то предлоги, чтобы как-то откреститься от этого закона. Но я думаю, что может затеяться достаточно длительная тяжба, которая, в общем-то, не пойдет никому на пользу.



Эльдар Низаметдинов: Голосовавший против принятия закона Айн Сеппик опасается, что противостояние из-за бронзового солдата негативно скажется на международной репутации Эстонии.



Айн Сеппик: Потому что это памятник погибшим во Второй мировой войне. Вопрос, о котором уже не спорят в мире, а мы решили опять спорить. Мы не можем переписать историю. Не надо заниматься на уровне законов с историей.



Эльдар Низаметдинов: А вот председатель правовой комиссии эстонского парламента Вяйно Линде не думает, что решение парламента Эстонии вызовет какую-то международную конфронтацию.



Вяйно Линде: Разумеется, другие государства вправе высказывать свои оценки, но они не могут выходить при этом за принятые рамки демократических международных отношений.



Эльдар Низаметдинов: В числе 46 депутатов, проголосовавших за перенос памятника советским солдатам, был и Михаил Лотман, человек, у которого Вторая мировая война унесла нескольких близких родственников.



Михаил Лотман: Я считаю, что страсти вокруг этого памятника искусственные, они в значительной мере раздуваются российской стороной. Никакого надругательства над памятником не будет. Максимум, что может позволить себе правительство - это перенести памятник в другое место, где он будет со всеми знаками уважения восстановлен. Просто мы исходим из своего понимания того, что нужно сделать, и не всегда нужно оглядываться через плечо. У памятника дважды в год собирались ветераны, которых с каждым годом становилось все меньше, приносили цветы, пели песни, распивали напитки и так далее. Это все было нормально и понятно. Но когда пару лет назад при активном участии российского посольства туда начали стекаться агрессивно настроенные молодые люди, провоцируя беспорядки в центре Таллина, я считаю, что это положение ненормальное. Люди должны иметь право выражать свое мнение, но они могут это делать в месте, где это не будет мешать работе транспорта, не будет восприниматься, как провокация. То есть, в конечном счете, это не перенос памятника в интересах людей, которые честно скорбят по погибшим и честно празднуют день Победы.



Эльдар Низаметдинов: По утверждению газеты "Эсти Экспресс", правящая Партия реформ активно прорабатывает сейчас альтернативный план действий. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил сегодня, что памятник советским солдатам должен быть перемещен на основании другого акта, принятого несколько недель назад закона о защите воинских захоронений.


XS
SM
MD
LG