Ссылки для упрощенного доступа

Диктатура Кадырова окончательно оформилась


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шарый и Андрей Бабицкий.



Александр Гостев : Временно исполняющим обязанности президента Чечни стал 30-летний премьер республики Рамзан Кадыров. Теперь он самый молодой в России глава региона. На эту тему мой коллега Андрей Шарый побеседовал с обозревателем Радио Свобода Андреем Бабицким.



Андрей Шарый : Вечером в четверг стало известно о том, что президент Чечни Алу Алханов освобожден от должности и назначен заместителем министра юстиции России. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается, Алханов сам обратился к президенту с просьбой о переводе на другую работу. В студии Радио Свобода обозреватель нашего радио Андрей Бабицкий, специалист по Северному Кавказу.


Андрей, добрый вечер! Означает ли это, что для Чечни закончился этап, при котором Кремль пытался ставить сразу на две группы политиков и устраивать какой-то баланс сил между ними?



Андрей Бабицкий : Вы знаете, баланса сил не было изначально. Изначально Алханов был выбран на должность кандидата президента, как представитель кадыровского клана. Алханов и предназначался на роль такой временной, переходной фигуры до тех пор, пока не сможет вступить в конституционный возраст младший Кадыров. Просто сам Алханов попытался сам что ли взять под контроль какое-то пространство. В общем, понятно - у нег ничего из этого не получилось. А уже сама идея баланса она потом принадлежала Дмитрию Козаку, который, действительно, ставил на Алханова и пытался его противопоставлять Кадырову.



Андрей Шарый : Означает ли это теперь, что Кремль сталкивается с более сложной проблемой - это проблема контроля Кадырова, который полностью контролирует сам в свою очередь ситуацию на территории Чечни?



Андрей Бабицкий : Диктатура Кадырова окончательно оформилась. С одной стороны, когда о Кадырове говорят, как о системном сепаратисте, который желает на самом деле просто полностью захватить власть в свои руки, формально оставаясь в составе России, все-таки вывести Чечни в какую-то особую зону, это правда и неправда одновременно. Потому что несомненно, что Кадыров абсолютно лоялен президенту Путину. Лоялен, собственно, говоря, для многих чеченцев. То, что за Кадыровым стоит Путин, и является источником легитимности Кадырова. Диктатура, чеченская диктатура, в значительной мере уклоняется от российских законов. В целом по России не очень хорошо, особенно на местах - там автократических режим, но Кадыров как бы переходит все возможные пределы. Потому что он, в общем, продолжает управлять республикой преступными методами, то есть все то, о чем мы говорили много лет подряд. Похищения, пытки, бессудные казни - все это не ушло никуда. Просто все это сейчас закрыто. Сейчас, я думаю, информации будет гораздо меньше. Сейчас Кадыров может там измываться над людьми абсолютно безнаказанно и безбоязненно. Собственно говоря, две недели назад он дал интервью журналу "Лица" и сказал, что "я мечтал бы закрыть республику на полгода, а потом показать, что у меня вышло". Но это та плата, которую Кремль вынужден заплатить за лояльность Кадырова, но не только Кадырова, а, вообще, региональных лидеров, которым отданы на откуп их собственные народы, их собственные территории.


Сцена вся эта, вся эти история получилась безобразнейшая. Алханов был брошен. На самом деле, по своим каким-то личным качествам, в своей политической оснастке Алханов - это идеальный российский политик, который думает о сохранении целостности России, который видит Чечню в составе России и так далее и так далее. Кадыров в этом смысле фигура гораздо более сомнительная. И вот такого политика Кремль оставляет без всякой помощи на всем протяжении пока он находится у власти в Чечне. Для других региональных лидеров это очень скверный пример.



Андрей Шарый : Особенно в последние недели вокруг отношений Алханова и Кадырова ходили всякие слухи о том, что Алханову чуть ли не опасно для его жизни находиться в Грозном, что ему одна дорога - в Москву. Вот эта дорога состоялась - он будет теперь заместителем министра юстиции России. В какой степени, действительно, эти чеченские местные нравы, законы сыграли свою роль? Действительно ли, есть чего опасаться Алханову?



Андрей Бабицкий : Вокруг Алханова последние недели собиралось какое-то незначительное число его сторонников. Говорят, что дело чуть не дошло до стычек между сторонниками Алханова и Кадырова. А, вообще, это нормальная история. С каждой сменой власти в Чечне из республики выезжают целыми семьями, поездами и контейнерами люди. У кого есть деньги, те перебираются в Москву. У кого денег поменьше, те оседают в близлежащих республиках как, например, Кабардино-Балкария. Но все-таки дело не шло о военных действиях. Все-таки, я думаю, что преследования алхановских сторонников будут не столь свирепыми, какими они могли бы быть в случае военных действий.




XS
SM
MD
LG