Ссылки для упрощенного доступа

«Слияние Daimler и Chrysler было бессмысленным с самого начала»


Создатели люксового автомобиля Mercedes ничем не смогли помочь производителю машин для среднего класса
Создатели люксового автомобиля Mercedes ничем не смогли помочь производителю машин для среднего класса

Фондовые торги в Европе накануне завершились повышением ведущих индексов. Основные европейские индексы достигли шестилетнего максимума. Одним из «локомотивов» этого роста стал пятый по величине в мире германо-американский автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler. Его акции выросли на 3,6% после информации о том, что компания планирует продать свое убыточное американское подразделение Chrysler.


Сведения о том, что крупнейший мировой производитель автомобилей General Motors ведет переговоры с концерном DaimlerChrysler о покупке подразделения Chrysler, появились еще в конце прошлой недели. По данным Reuters, автогигант DaimlerChrysler получил несколько заявлений от компаний, заинтересованных в покупке Chrysler Group. Британская Sunday Times, в частности, назвала среди потенциальных покупателей южнокорейскую Hyundai Motor, которая заинтересована в получении доступа к дилерским сетям Chrsyler в США. Однако пресс-секретарь Hyundai Motor в Сеуле эту информацию опроверг.


В случае же покупки Chrysler группой General Motors, эта сделка будет свидетельствовать о переменах не только в американской автоиндустрии, но и в рыночной традиции Соединенных Штатов вообще, считают эксперты, ведь Chrysler был единственной компанией в истории страны, которую государство 20 лет назад спасло от разорения.


Слияние германского Daimler и американского Chrysler в 1998 году называли «браком по расчету». Сегодня, когда Chrysler в третий раз после объединения объявил о миллиардных убытках, партнеры из Штутгарта говорят о желании рассматривать любые далеко идущие стратегические варианты его реструктуризации. Проще говоря, немецкая сторона готова избавиться от американского партнера любой ценой.


Гендиректор DaimlerChrysler Дитер Цетше недвусмысленно дал понять, что они рассматривают «все варианты, чтобы найти лучшее решение для обеих компаний». В 1999 году, когда слияние Daimler и Chrysler было завершено, доля последнего на американском рынке составляла 19%. Сейчас она упала до 12,9%.


По мнению некоторых экспертов, руководители крупнейших американских автопроизводителей, таких как GM, Ford или Chrysler по-прежнему отказываются признать конкуренцию в том виде, как она существует на самом деле. Вкупе с нежеланием профсоюзов идти на уступки это заведомо ставит американскую автоиндустрию в невыгодное положение по сравнению с зарубежными производителями.


Так считает и профессор Школы бизнеса Университета штата Мэриленд Питер Мориси, который прокомментировал ситуацию Радио Свобода.


- Почему слияние оказалось менее удачливым, чем, скажем, той же давности аналогичный альянс французского Renault и японского Nissan?
- Слияние Daimler и Chrysler с самого начала было бессмысленным. Обе компании выпускали и продолжают выпускать продукцию с высокими затратами. Daimler делает машины класса люкс, Chrysler - в основном автомобили среднего класса для повседневного пользования. Daimler не смог улучшить качество и снизить затраты на заводах в Германии, в такой же степени это ему не удалось сделать в отношении Chrysler.
Существенная разница с тандемом Renault-Nissan состоит в более низких трудовых затратах у последнего, ибо его рабочие не связаны с крупнейшим американским Объединенным профсоюзом рабочих автомобильной промышленности. Daimler и Chrysler же представлены в этом профсоюзе. В результате трудовые затраты у них вдвое выше, чем у Nissan.
Коллективный трудовой договор тормозит выпуск пользующихся спросом автомобилей. Автомобильный профсоюз не склонен проявлять гибкость, когда требуются уступки, необходимые для того, чтобы повысить конкурентоспособность персонала компании на глобальном рынке труда.


- Какой же интерес к Chrysler у General Motors?
- Объединение Chrysler и General Motors явных выгод не принесет. Обе компании в целом мало заботятся о снижении трудовых затрат, мало что делают для снижения влияния профсоюза и потеряли доверие массового американского покупателя. Для General Motors и Chrysler, возможно, имеет смысл сотрудничать в таких сферах, как разработка новых двигателей и трансмиссий, потому что ни одна компания, кроме Toyota, не может позволить себе роскошь таких разработок в одиночку. Однако оперативно-производственное слияние, означающее, скажем, разработку общей модельной платформы, приведет к тому, что крайслеровские модели слишком будут походить на джи-эмовские «шевроле» и «бьюики», отпугивать покупателей от продукции объединенной компанией. Такая компания будет пользоваться на рынке меньшим удельным весом, чем две отдельные компаний в сумме.


- Но хоть можно будет вернуть на рабочие места тысячи людей, которых Chrysler намерен уволить?
- Слияние с General Motors не позволит Chrysler сохранить 13 тысяч рабочих мест. Наоборот, слияние подразумевает еще большие сокращения. Единственный способ сделать эти две компании конкурентоспособными состоит в том, чтобы платить работникам меньшую зарплату, предоставлять
более скромные льготы, при этом добиваясь повышения производительности, более гибкого рабочего распорядка.
И если профсоюз не хочет ухода своих членов из автоиндустрии в другие отрасли, он должен согласиться с сокращением их прав, замедлением роста зарплат, создать более благоприятные условия для развития компаний. В противном случае американская автомобильная отрасль продолжит терять рабочие места.




XS
SM
MD
LG