Ссылки для упрощенного доступа

Развитие системы раздельного сбора бытовых отходов в Петербурге


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Валович.



Виктор Нехезин: Активисты петербургского отделения Гринпис пришли к выводу, что организации, ответственные за санитарную очистку Петербурга, не заинтересованы в развитии раздельного сбора твердых бытовых отходов. Гринпис провел собственное расследование, как используются средства городского бюджета, которые были выделены на организацию раздельного сбора твердых бытовых отходов.



Татьяна Валович: Система раздельного сбора бытовых отходов, которую планируется внедрить в Петербурге подразумевает установку на всех мусоросборных площадках двух дополнительных контейнеров: синего - для бумаги и желтого - для упаковки из пластика, стекла и металла. Все вторичное сырье, собранное в контейнеры для раздельного сбора, направляется на дополнительную переработку, и из него изготавливается полезная продукция. Эксперименты, проводимые Гринпис в Петербурге с 2002 года, продемонстрировали ряд преимуществ раздельного сбора отходов. Во-первых, при грамотной организации работы жители города готовы собирать мусор раздельно. Этому было посвящено отдельное исследование. Во-вторых, такая система сбора отходов имеет явные экологические преимущества: сокращение объемов отходов, направляемых на свалки, и предотвращение строительства экологически опасных мусоросжигательных заводов. Ведь если отходы не сортируются, а попадают в печь такого завода, это приводит к выбросам целого ряда токсичных соединений, в том числе - диоксинов. В-третьих, раздельный сбор может обеспечить значительную экономию бюджетных средств, которая уже на первом этапе составит более 120 миллионов рублей в год и будет увеличиваться по мере вовлечения горожан в процесс раздельного сбора твердых бытовых отходов.


Нельзя сказать, что городские чиновники не понимают выгоды раздельного сбора отходов. Еще в 2000 году Автопарк номер 1 Спецтранс вместе с городскими властями проводил в отдельно взятых микрорайонах города такие эксперименты. Но на общегородской уровень эти эксперименты так и не вышли. После чего к решению проблемы присоединился Гринпис. Чтобы привлечь внимание губернатора к проблеме раздельного сбора бытовых отходов, гринписовцы в 2004 году, в канун 8 марта, преподнесли Валентине Матвиенко своеобразный подарок, смысл которого сводился к тому, что настала пора собирать мусор раздельно. После чего губернатор распорядилась к концу 2006 организовать раздельный сбор бытовых отходов, а из средств городского бюджета для этих целей было закуплено 4400 контейнеров. Однако на конец 2006 года установлено только 10 процентов от приобретенных на казенные средства контейнеров. Но даже в местах, где такие баки установлены, организация самого процесса оставляет желать лучшего. Таковы результаты исследования, которое провели активисты петербургского отделения Гринпис.


Почему так происходит? Этот вопрос я задала эксперту Гринпис по проблемам эффективного использования ресурсов Игорю Бабанину.



Игорь Бабанин: Потому что это никому не выгодно. Есть пожелание губернатора, устное, по которому нужно все организовать, но дальше, ниже губернатора, это не пошло. Понятно, что губернатору нужно, чтобы это было как в Европе, это какое-то решение проблемы отходов. И всем, кто стоит ниже, в том числе жилищному комитету, автопаркам, перевозчикам мусора это не нужно. Потому что это на них накладывает только дополнительную нагрузку, но не дает никакой выгоды. Выгоду от этого имеет только городской бюджет. И самое логичное, что можно в этих условиях сделать, это поделиться, чтобы бюджет поделился своей выгодой с теми, кто несет дополнительную нагрузку. Вот именно этого и не происходит.



Татьяна Валович: То есть как таковой программы по раздельному сбору бытовых отходов не существует?



Игорь Бабанин: Все, что есть более-менее официального, это две строчки в Концепции по обращению с отходами, принятой в 2005 году, о том, что необходимо организовать раздельный сбор мусора. Как это будет организовываться, кто за что платит – ничего нигде не прописано. Все идет устными указаниями. Естественно, это все делается совершенно бездарно.



Татьяна Валович: А насколько горожане готовы к реализации программы по раздельному сбору мусора?



Игорь Бабанин: На тех площадках, где баки для раздельного сбора мусора хотя бы более-менее приличные (элементарно нужно поставить хотя бы надписи, и окошечком, через которое бросают мусор, к людям, а не к стене), там собирается очень хорошо. То, что собирается, годно для переработки. То есть проблема вовсе не в людях. Проблема в том, чтобы пробить наше чиновничество замечательное на то, чтобы они, наконец, выполнили свою функцию, хоть минимально, создали какие-то правила игры, по которым все это будет работать.



Татьяна Валович: Те результаты исследования, которые вы получили, куда-то будут отправлены?



Игорь Бабанин: Мы направили губернатору Петербурга альбомчик с картинками, где отображено состояние бачков, и наши предложения по принятию постановления правительства, в котором было бы прописано четко, как должен собираться мусор раздельно в нашем городе и как вся эта система финансируется. Финансироваться она должна только из денег, сэкономленных на захоронении.



Татьяна Валович: То есть можно сказать, что вы уже предложили готовую концепцию, остается ее только принять.



Игорь Бабанин: Получается, что так. Но я боюсь, что следующий этап – это нам придется очень сильно давить, чтобы ее приняли. Наши коллеги за рубежом нас не понимают. Они говорят, что наше дело не писать концепции, а предлагать требования, а концепции пусть пишут чиновники. А почему-то нам здесь приходится писать концепции за чиновников.



Татьяна Валович: О проблемах внедрения раздельного сбора твердых бытовых отходов в Петербурге рассказывал эксперт Гринпис Игорь Бабанин.


XS
SM
MD
LG