Ссылки для упрощенного доступа

Политический кризис в Италии


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Александр Гостев : Президент Италии Джорджо Наполетано объявил о начале срочных переговоров по урегулированию политического кризиса, который возник после того, как вчера вечером в отставку подал премьер-министр Романо Проди. Раскол в правящей левоцентристской коалиции возник по вопросам внешней политики - прежде всего, участия в миротворческой операции в Афганистане и отношений Италии с США. Эксперты предсказывают досрочные выборы, а левоцентристы заявляют, что они, несмотря на произошедшее, по-прежнему, поддерживают Проди. Тему продолжит Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: Политический кризис начался с голосования в итальянском сенате по поводу резолюции о внешней политике страны. В частности, речь шла о том, что две тысячи итальянских военных останутся в составе международного контингента в Афганистане. Другой острый вопрос - расширение американской военной базы в городе Виченца, по поводу чего в самой Виченце в конце прошлой недели прошли бурные акции протеста. И вот при голосовании в сенате, где левоцентристская коалиция Проди имеет хрупкое большинство, против правительственной резолюции проголосовали два сенатора от левых партий. Результат голосования был встречен восторженными криками представителей правых. Они кричали «в отставку!», «в отставку!», хотя сами поддерживают и присутствие итальянских войск в Афганистане, и военное сотрудничество с США.


Мы связались с римским журналистом Алексеем Букаловым и попросили его прокомментировать эту ситуацию, и рассказать об истории правительства Романо Проди.



Алексей Букалов : Здесь строятся предположения относительно того, как будет развиваться нынешний кризис. Я напомню нашим радиослушателям, что за время послевоенного существования Итальянской республики с 1945 года правительство Романа Проди 61-е по счету. Большинство лет послевоенных характеризовалось чехардой правительственной, когда правительства сменялись буквально каждые 7-8 месяцев. Правительство Проди продержалось у власти 9 месяцев, а его предшественник Сильвио Берлускони был одним из первых, кто просидел в правительственном дворце Киджи весь срок от выборов до выборов - 5 лет. Но после выборов 2006 года, которые прошли в апреле прошлого года, страна вышла из этих выборов расколотой буквально напополам. Правые и левые набрали приблизительно одинаковое количество голосов. И лишь горстка голосов избирателей решила вопрос о том, кто возглавит новое правительство. Левые пришли к власти, но политической стабильности в стране нет. Коалиция очень хлипкая. И вот на голосовании по внешней политике левые экстремистские, "зеленые" решили поиграть мускулами и высказать свои антиамериканские настроения. В результате правительство пало.


Здесь полагают, что Джорджо Наполитано, сам бывший коммунист, все-таки постарается вернуть Романа Проди к власти, вернуть его кандидатуру на обсуждение парламента. А левая коалиция, испугавшись потери власти, на сей рас сплотится и проголосует за Романо Проди с тем, чтобы не потерять свои министерские портфели и прочие должности.


Две страны с интересом наблюдают за тем, как будет развиваться этот кризис - это американцы, которым очень важно знать, какова будет атлантическая политика Италии, и с не меньшим интересом наблюдает за этим в Кремле. Потому что президент Путин приглашен с государственным визитом в Италию, который намечен на середину марта. Ему совершенно небезразлично, кто будет его встречать в качестве хозяина дома.



Кирилл Кобрин: Итак, кабинет Романо Проди пал из-за разногласий внутри правящей коалиции по вопросам внешней политики. Насколько эти вопросы актуальны для политической ситуации в стране? Я спросил об этом моего коллегу, обозревателя Радио Свобода Ефима Фиштейна.



Ефим Фиштейн : Скорее для существования дальнейшего коалиционного правительства, возглавляемого Романо Проди. Это правительство являет собой весьма разношерстную коалицию из 9 партий, из них две коммунистических и целый ряд других крайне левых группировок. Естественно, одной из целей создания коалиционного правительства было именно постепенное сближение этих партий. Эта цель никогда не была достигнута. Поэтому пришлось Романо Проди фактически подать в отставку.


Романо Проди хотел показать своим партнерам, что Италия была и остается надежным союзником как по НАТО, так и по Европейскому Союзу. Дело в том, что афганская операция, в отличие от иракской, считается в Италии более легитимной, имеющей более широкую международную базу. Поэтому, выведя войска из Ирака, Италия, тем не менее, под руководством Романо Проди собиралась участвовать в афганской операции и в дальнейшем. Однако же попыталось фактически коалиционное правительство обезопасить своих военнослужащих в Афганистане, выведя их из зоны военных действий и увеличив долю штатских работников или сотрудников итальянского контингента в Афганистане. Но и этого показалось мало левым союзникам Романо Проди по коалиции, и часть сенаторов от радикальных левых группировок и от коммунистов голосовали против.


Надо сказать, что, разумеется, ситуация раскола относится, прежде всего, именно к левоцентристским силам Италии. Правоцентристские силы, тоже являя собой разношерстную группировку, тем не менее, в этом вопросе представляют собой более, наверное, спаянный союз.



Кирилл Кобрин: Давайте перейдем именно к правому центру, и продолжим разговор в следующем направлении. Вот будут, если будут, скорее всего, будут досрочные выборы. Какие шансы у левых, может быть, они сейчас сплотятся перед угрозой? Или все-таки правы смогут отгрызть некоторое количество процентов в этой ситуации?



Ефим Фиштейн : Это крайне сложно предсказать, уже хотя бы по той причине, что исход последних выборов был крайне неопределенным. Разница в 25 тысяч голосов дала, правда, Романо Проди и его коалиции какой-то перевес в сенате и парламенте Италии. Однако же сейчас этот перевес, кстати, в сенате сократился до одного мандата. Всего на одного сенатора больше у коалиции Романо Проди. Трудно предсказать исход выборов. Что можно, скорее всего, с уверенностью сказать, это то, что, во-первых, Берлускони, бывший премьер-министр Италии, призывает к проведению выборов. Он всегда предсказывал скорый конец этой коалиции. Но, с другой стороны, и те силы, которые в данной коалиции находятся как бы ближе к центру, то есть к Романо Проди (это, прежде всего, католические партии), тоже надеются, что они выйдут из этого кризиса укрепленными, усилившимися. Нельзя сказать, насколько их ожидания реализуются, если выборы состоятся. Кстати, совсем не факт, поскольку у президента Италии, который сам в прошлом был коммунистом, есть целый ряд вариантов - он может снова назначить Проди, он может назначить кого-то другого из этой коалиции, он может, естественно, объявить и выборы. В случае, если Проди или кто-то из его союзников останутся сейчас у власти и возглавят новое правительство, в любом случае, им придется предстать перед парламентом и запросить вотума доверия. Сейчас в данной ситуации всеобщего расклада в коалиции и распада коалиции нельзя предсказать, чем такое голосование закончится.



Кирилл Кобрин: Иными словами, политический кризис вряд ли завершится в ближайшее время в Италии?



Ефим Фиштейн : Если останется у власти Романо Проди или кто-то из его ближайших союзников, это вопрос нескольких дней. Если же будут объявлены новые выборы, или правительство подвергнется серьезным перестановкам, то, скорее всего, это затянется на несколько недель. В любом случае, Италия фактически возвращается к той форме правления, которая была для нее типична, поскольку за период с 1948 года, когда была принята последняя действующая ныне итальянская Конституция, в стране сменилось более 60 правительств. Средний срок правления одного правительства - менее одного года, даже включая 6 лет правления Берлускони.



Кирилл Кобрин: Иными словами, ничего особенного...



Ефим Фиштейн : И ничего нового под Луной.



Кирилл Кобрин: Мнение нашего обозревателя Ефима Фиштейна.



XS
SM
MD
LG