Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Пьер и Жиль улыбаются Москве


Пьер и Жиль. Московский Дом фотографии.

Пьер и Жиль. Московский Дом фотографии.

В Московском Центральном выставочном зале Манеж в рамках второй международной Бьеннале современного искусства и фестиваля Московского Дома фотографии «Мода и стиль в фотографии» открылась ретроспектива французских художников Пьера и Жиля. Работающий вместе тридцать лет гомосексуальный артистический дуэт – последователи поп-арта, одни из главных создателей моды на арт-кич в мире, — накануне приезда в Москву удостоились персональных выставок в Лондоне и в парижском музее Орсэ.


Фотограф Пьер и художник Жиль любят католическую и буддийскую религии, но в варианте народного лубка и открытки, поп-звезд с неоднозначной репутацией в странном антураже (Нина Хаген будет Богиней Кали с ожерельем из черепов, а Мадонна – парящим японским божеством), молодых мужчин в военной и морской форме, детей – порочных ангелочков, историю искусств рассматривают через призму маньеризма и гомосексуальной эстетики, а против войны в Ираке, арабо-израильского конфликта и лагерей смерти протестуют картинками в духе Караваджо или русского анекдота «сижу в окопе, губы крашу».


Они десятилетиями работали в глянцевых изданиях и модном бизнесе, но издеваются над гламуром. Если бы Пьер и Жиль работали в России последнего пятилетия, их непременно обвинили бы в оскорблении общественной нравственности, чувств верующих, высших военных чинов и многом другом. Но во Франции ничего подобного не происходило даже тридцать лет назад, в начале их карьеры.


Пьер и Жиль с такими проблемами не сталкивались: «Нет, никогда у нас не было проблем, ни с какими общественными организациями, а люди верующие и даже католические священники нас благодарили. Сейчас во Франции должен выйти альбом с нашими работами на религиозные темы. У нас таких проблем не существует, тем более, что мы, используя те или иные религиозные или культурные сюжеты, не извращаем их. Публика, например, в Италии или Германии воспринимает нас совершенно нормально. Другое дело, когда выставки проходит в музеях Америки, например, или Китая, более консервативных стран, там цензура при отборе картин присутствует. Существуют художники, которые, чтобы привлечь к себе внимание, хотят шокировать зрителя. Но это не наш случай. Мы не придерживаемся табу, но и не эксплуатируем шок ради шока. Конечно, наши работы не только воспевают красоту, они отражают проблемы современности, поэтому есть работы, например, об иракской войне. Это делается, чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме и выразить свою позицию. Мы и улыбаемся, и печалимся одновременно».


Пьер и Жиль представляют в Москве восемьдесят работ из государственных музеев и частных собраний Франции, и некоторое цензурирование выставки с учетом местной специфики все-таки было сделано, как сказали французские кураторы. Самые откровенные работы повесили подальше от входа в зал. Открывается экспозиция автопортретами художников: они снимали и раскрашивали свои изображения каждый год. Один из главных автопортретов – медбратья-клоуны с алым сердечком и шприцами в руках, страшные и смешные; как сказали авторы, это про любовь и смерть, в частности, про СПИД. Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова сказала: «Я люблю этих клоунов, фигура клоуна - самое высокое и трагическое, что есть в культуре, вспомним Бахтина и карнавальную стихию, фигура, без которой нельзя жить в обществе, потому что только клоуну позволено говорить в обществе что-то с той долей открытости, с которой нельзя высказаться, и наверное, никогда нельзя было во все времена, в эпоху Юлия Цезаря тоже. Обожаю и последнюю их работу, очень смешная и трогательная, про футбол. Там Зидан и двое других лидеров мирового футбола. Футбол стал главным мифом XXI века, и они одеты, стоят при параде, и в то же время эти культовые персонажи - без штанов, и это ужасно трогательно, а их гольфы и гетры образуют цвета национальных флагов. Это допустимая доля шутки. Но это так изящно и красиво - и так помпезно, как мы воспринимаем футбол, и так трогательно, нежно и весело».


Пьер и Жиль, одни из самых популярных художников последних десятилетий – гении эстетического компромисса, они никогда не остаются на поверхности масскульта и не доходят до экзистенциального ужаса. Ольга Свиблова так объяснила свою симпатию к этим художникам: «Я люблю их за изящество и за то, что как в песне: «пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Взять ту часть эстетики, которая неистребима – кич и страсть к прекрасному; вера, надежда, любовь – и открытки. Пьер и Жиль, используя эстетику кича, умудряются и смеяться, и быть серьезными, и идеально стильными. Неслучайно оба начинали в моде, рекламе, они и встретились на показе Кензо. Умение не ерничать, не давать циническую реакцию, а понимание того, что даже в мире "звезд" есть тепло. Никто лучше них не показал мир селебритиз. Пьер и Жиль сами селебритиз, сами играют наряду с Ниной Хаген, Мадонной и Майклом Джексоном. Не случайно они нас двадцать лет будоражат и интересуют».


XS
SM
MD
LG