Ссылки для упрощенного доступа

В Ленинградской области готовятся к демонтажу мемориала воинской славы


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Валович.



Кирилл Кобрин : В День защитника отечества праздничные мероприятия проводятся в основном у воинских памятников. А некоторые российские политики используют этот повод, чтобы в очередной раз поднять вопрос о советских мемориалах в ближнем и дальнем зарубежье. Между тем, в самой России в Ломоносовском районе Ленинградской области готовятся к демонтажу мемориала воинской славы Красная Горка, в состав которого входят и братские могилы. Местные жители считают, что землю на берегу Финского залива отдадут под коттеджи. Два года назад пушки времен Первой и Второй мировых войн были вывезены из Красной Горки в Москву, на Поклонную гору. А сейчас появились сообщения, что остальные орудия могут увезти в скором времени. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Валович.



Татьяна Валович : Форт Красная Горка был возведен почти 100 лет назад. О его истории, вооружении можно рассказывать не один час. Но в последнее десятилетие все это было предано забвению, форт заброшен, наполовину разграблен. И теперь форт, столь славно защищавший город, сам нуждается в защите. Однако на защиту встают пока единицы, энтузиасты, для которых история России, честь и воинская слава не пустые слова в программах по патриотическому воспитанию, а жизненный принцип. С одним из таких энтузиастов, членом муниципального совета поселка Лебяжий, Александром Сенотрусовым я и побеседовала о том, в какой ситуации оказался форт Красная Горка.


Александр Иванович, кому сейчас принадлежит форт?



Александр Сенотрусов : Формально находится на балансе Ленинградской военно-морской базы, вооружение на балансе Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ, а территория, земля, отдана в аренду предприятию "Третий парк".



Татьяна Валович : А разве форт не был на балансе Военно-морского музея, ведь в советское время он входил в его состав? Вы обращались к руководству музея?



Александр Сенотрусов : Пытались обратиться к ним, что вас же был здесь филиал. Значит, на балансе у вас должен быть мемориал. Если вы хотя бы убрали оттуда людей и все это бросили и погиб бы музей, то, может быть, на вас формально числится все это? Зам по науке Лялин Андрей Яковлевич отвечает: "Нет. Мы филиал закрыли в начале 90-х годов, но у нас на балансе этих орудий не было и сооружений форта".



Татьяна Валович : Но ведь военные ушли из форта?



Александр Сенотрусов : Поселок Красная Горка не передан муниципальным властям. А я представляю муниципальные власти. В 1975 году сделали красивый мемориал, по-советски собрали все силы, сложили и забыли поставить на баланс. Это захоронение 206 матросов 1919 года, несколько десятков погибших в различных периодах. Там братское захоронение. Вот этот мемориал гражданский. Земля Ломоносовского района, земля Лебяжья. Вот я там мог стоять на этом мемориале, на этом братском кладбище и говорить - вот тут мы. С флагом могу стоять Лебяжья, а все дальше - это военные. Сложилась такая многослойная, некрасивая картина. Существует военный объект, а территория находится в аренде почему-то у гражданского предприятия "Третий парк", который возит петербуржцев.



Татьяна Валович : Согласно закону сдача земли в аренду должна была проводиться на основании конкурса. Куда же смотрел ваш муниципалитет?



Александр Сенотрусов : Мой муниципальный совет Лебяжья вступил в силу только с 1 января этого года. Мы себя продемонстрировали, как самостоятельный совет и получили удар - на год после избрания нас лишили прав. Мы были лишены возможности контроля над заполнением документов аренды областью или районом.



Татьяна Валович : По мнению некоторых экспертов, форт в нынешнем состоянии представляет угрозу, так как полуразрушен. Можно ли его вновь сделать музеем?



Александр Сенотрусов : Форт сегодня еще можно использовать как открытую музейную площадку или как последнюю сохранившуюся крепость России в музейном виде. Последние его вооружение, если спасти, искупали бы недостаток артиллерийского вооружения, собственно, форта. Орудие осталось одно, а два увезены на Поклонную гору два года назад. Это были единственные орудия в России.



Татьяна Валович : Однако появилась информация, что два артиллерийских транспортера за 4 миллиона долларов купил московский коллекционер.



Александр Сенотрусов : Президент Гильдии русских ювелиров. Сумму мне эту назвал руководитель предприятия, который и подрядил его.



Татьяна Валович : А какие действия были предприняты, чтобы не допустить демонтаж мемориала?



Александр Сенотрусов : Были разосланы официальные письма тревожные президенту, Миронову, министру обороны, главкому, в Генеральную прокуратуру, Военную прокуратуру Ленинградского округа. 30 газет не напечатали материал, только 4. Все телевизионные каналы согласовывали с Москвой. НТВ четыре раза согласовывало с Москвой и не получила добро на выход в эфир.



Татьяна Валович : О судьбе мемориала воинской славы форт красная горка в Ленинградской области рассказывал член муниципального совета поселка Лебяжье Александр Сенотрусов.




XS
SM
MD
LG