Ссылки для упрощенного доступа

Петербургский суд решил не вычеркивать Дарвина из учебников биологии



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Татьяна Валович и Наталья Голицына.



Дмитрий Волчек: 21 февраля Октябрьский районный суд Петербурга принял решение отказать в удовлетворении иска 16-летней школьнице Марии Шрайбер, требовавшей запретить преподавание теории Дарвина как доминирующей. Решено также, что Министерство образования не будет приносить Шрайбер письменные извинения за оскорбление ее религиозных чувств во время изучения теории Дарвина в школе. Рассказывает Татьяна Валович.



Татьяна Валович: Антидарвиновские процессы – это не новость. Первый из них состоялся в 1925-м году в США, когда школьного учителя приговорили к штрафу в сто долларов за преподавание теории эволюции. В 2005 году за эту же провинность было оштрафовано несколько турецких учителей. И вот наконец против присутствия теории Дарвина в школьных учебниках выступила петербургская старшеклассница Мария Шрайбер и ее отец Кирилл Шрайбер, которые считают, что преподавание теории Дарвина в школе лишает детей права выбора мировоззрения. В своем трактате «Человек разумный» они объясняют, что «теория Дарвина послужила псевдонаучным оправданием всех кровавых революций, войн, массовых репрессий и казней 20-го века». С тем, что навязывать теорию Дарвина в школе не следует, согласен глава христианских церквей России Игорь Никитин.



Игорь Никитин: С моей точки зрения, это действительно насилие над детьми, потому что ребенок, воспитываясь в теории Дарвина, воспитывается в аморальном смысле, не отвечает ни перед кем. Он знает, что совершить преступление для него – это не страшно, потому что никто не видит этого. С моей точки зрения, необходимо, чтобы каждый ребенок мог знать, что он может иметь альтернативную точку зрения, а не стандартную, шаблонную точку зрения, которую сам Дарвин не признал в конечном итоге.



Татьяна Валович: Маша Шрайбер приняла решение уйти из школы, чтобы не изучать теорию Дарвина, и уехала в Доминиканскую республику.



Игорь Никитин: Мы воспитаны в определенной системе, когда то, что нам говорят, мы должны делать. И если у ребенка появляется свое мнение, мы должны уважать это мнение. Конечно, школа очень важна для нас. Тем не менее, мы должны находить возможность, по крайней мере, не давить на ребенка и показывать, какие есть другие возможности.



Татьяна Валович: А вот для кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института цитологии Российской Академии наук Евгения Махлина судебный процесс, затеянный Машей и Кириллом Шрайбер, является не более чем мракобесием.



Евгений Махлин: Надо начинать с чего, что этот самый товарищ Шрайбер является типичным образцом агрессивного невежества. Я могу дать голову на отсечение, что он в биологии ничего не понимает. Он слышал звон, что по Дарвину человек произошел от обезьяны, ему эта формулировка не нравится, она его возмущает. И он хочет Дарвину, науке противопоставить религиозный миф. Религия и наука – это такие две области человеческого сознания, которые не конкурируют. Можно возражать Дарвину только с научных позиций, но никак не с религиозных. Существует целый ряд образованных ученых-биологов, которые находят у Дарвина ряд моментов, которые с их точки зрения не объясняют ряд фактов. Так, наверное, и есть. Но в науке вообще нельзя объяснить все, абсолютная истина в науке невозможна. А вот в религии эта абсолютная истина есть. Преобладающее большинство образованных биологов считает теорию Дарвина колоссальным достижением в познании природы вообще. В биологии Дарвин сделал то же самое, что Ньютон в физике.


В чем величие Дарвина? Он осмыслил колоссальный фактический материал. И вот пытаясь создать некую общую гипотезу, которая бы объединяла все эти факты, он предложил свою гипотезу. Критики Дарвина, я уверен, не понимают даже в чем суть дарвиновской гипотезы. Суть дарвиновской гипотезы вовсе не в том, что существует эволюция, стало быть человек, в частности, произошел от обезьяноподобных предков. Дарвин предложил механизм, с помощью которого это могло бы быть. Теперь, что касается проверки полной истинности, когда речь идет о том, что было, на сто процентов никогда нельзя быть уверенным, что так оно и было. Но на сегодняшний день логически то, что предложил Дарвин, наиболее весомо.



Татьяна Валович: Евгений Махлин даже подвергает сомнению то, что Дарвин был религиозен.



Евгений Махлин: Он мог это говорить для того, чтобы от него отстали. Поэтому я, например, не придаю никакого значения его словам. Кроме того известно, что очень много бытует мифов в отношении позиции ученых. Например известно, что академик Павлов считался религиозным человеком. В свое время какой-то высокий английский священнослужитель решил выяснить, сколько среди больших ученых религиозных людей, и он просто разослал анкету соответствующую. И Павлов написал, что он допускает, что какие-то большие ученые могут быть религиозными, но он не религиозен.



Татьяна Валович: Но дело даже не в этом, а в уважении к различным мировоззрениям. Марию Шрайбер, например, оскорбило, что в учебнике биологии за 10 класс под редакцией академика Мамонтова пишется о нелепости религиозной логики и о библейских мифах и легендах. Тем не менее, суд не счел, что истцы сумели доказать, что права Марии Шрайбер были ущемлены, и отказал в удовлетворении иска. Таким образом, преподавание теории Дарвина в школе будет продолжено, а Министерство образования не станет извиняться перед Марией Шрайбер.



Дмитрий Волчек: Между тем, открытие, сделанное британским и американским зоологами, может стать еще одним доказательством правоты теории эволюции и ее автора Чарлза Дарвина. Выяснилось, что некоторые шимпанзе изготавливают оружие и используют его для охоты. С подробностями из Лондона Наталья Голицына.



Наталья Голицына: В журнале «Текущая биология» опубликована статья двух исследователей, в которой ее авторы Пако Бертолани и Джил Пруец описывают свои наблюдения над поведением африканских шимпанзе в Сенегале. Ученым удалось описать 22 случая, когда во время охоты шимпанзе изготавливали и использовали копья для убийства небольших обезьянок галаго, служащих для них источником пищи. Ученые были свидетелями того, как шимпанзе изготавливали свои орудия охоты. Обычно это была четырехступенчатая операция. Обезьяны отламывали прямые ветви деревьев, очищали их от боковых ветвей и листьев, снимали с них кору и затачивали зубами. После этого они использовали это оружие в качестве боевого копья, с силой нанося им удары по сидящим на деревьях или по прячущихся днем в дуплах деревьев ночным обезьянкам галаго. Ученые подчеркивают, что сенегальские шимпанзе используют изготовленные ими орудия именно в качестве копья, – древнейшего оружия человека. Попутно они сделали еще одно любопытное открытие. Оказывается, в отличие от других регионов Африки, где охотятся в основном взрослые шимпанзе-самцы, в Сенегале самки и молодые шимпанзе чаще самцов пользуются во время охоты копьями. Исследователи объясняют это тем, что традиционно у приматов – в том числе и у людей – молодое поколение очень быстро, быстрее старшего поколения, приобщается к новому, в том числе к новым техническим изобретениям. Свои навыки юные шимпанзе получают от матерей, с которыми проводят большую часть времени. Авторы этого открытия полагают, что их наблюдения подтверждают гипотезу о важной роли, которую играли женщины в процессе создания орудий труда и охоты на ранней стадии эволюции человека.





XS
SM
MD
LG