Ссылки для упрощенного доступа

В Москве проходит антиизраильский митинг


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Марк Крутов: Сегодня в Москве представители палестинской группировки ХАМАС во главе с ее лидером Халедом Машалем проведут переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. А в эти минуты в центре столицы, на Болотной площади, проходит антиизраильский митинг, в котором, не исключено, так же примет участие Машаль. Случай беспрецедентный и таящий в себе серьезные последствия для российско-израильских отношений.


На митинге в Москве находится корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Добрый день, Данила. Против чего выступают участники митинга? Кто на нем собрался и что говорят собравшиеся о возможном приезде сюда лидера группировки ХАМАС Машаля?



Данила Гальперович: Те, кто здесь собрался, это примерно 40 человек, под плотной охраной милиции. Выступают, прежде всего, против проведения, как они называют, так называемых "реставрационных работ" вокруг мечети Аль-Акса, которая находится в Иерусалиме и вокруг которой периодически развиваются события, приводящие к обострению в отношениях Израиля и палестинцев. Те лозунги, которые я вижу, это "Сионистский план не пройдет", "Остановим вандализм на Святой земле", "Свободу оккупированному Иерусалиму". Надо сказать, прямых лозунгов против государства Израиль здесь нет. Все лозунги, которые я вижу, отпечатаны черными буквами на желтых однотипных плакатах, есть ощущение, что их изготовляли не то, чтобы очень вручную.


Здесь находится представительство Палестинской автономии в России. Надо сказать, что пока они опровергают слухи о том, что сам Халед Машаль приедет на этот митинг. Действительно такой приезд был бы абсолютно беспрецедентным. И, учитывая то, что в Москве находится также вице-премьер кабинета Израиля Авигдор Либерман, вполне возможно, даже привело бы к дипломатическому скандалу. Тем не менее, как говорят некоторые из собравшихся на митинге, они ожидают здесь кого-то из делегации ХАМАС, которая приехала в Москву, совершенно необязательно это будет Машаль и совершенно необязательно кто-то, кто придет, будет выступать.


Так или иначе, мы будем следить за развитием событий и, если здесь кто-то появится, то это, конечно же, станет известно.


Кроме того, надо сказать, что здесь очень много российских и палестинских флагов, их держат в основном (на вид, во всяком случае) москвичи, а не приезжие, и достаточно много журналистов. Охрана милиции достаточно основательная, здесь несколько автобусов с милиционерами, у журналистов, естественно, проверяют сумки. Не видно, чтобы ожидалось что-то экстраординарное, потому что я помню, что на том же месте проходил антифашистский митинг, его охрана все время была гораздо серьезнее.



Марк Крутов: Спасибо, Данила.


Зачем официальная Москва уже во второй раз принимает на высшем уровне представителей группировки, которую в Израиле и в США считают террористической? Какие цели преследуют на этих переговорах ХАМАС и российские власти? Об этом я поговорил с обозревателем газеты "Коммерсант", специалистом по ближневосточной тематике Сергеем Строканем.


Чего, по вашему мнению, хочет добиться для себя Россия, которая уже второй раз приглашает на официальном уровне лидеров группировки ХАМАС, и чего хотят добиться для себя сами эти лидеры?



Сергей Строкань: Как мне представляется, собственно говоря, Россия с помощью ХАМАС пытается каким-то образом нащупать собственную игру в ближневосточном урегулировании. Несмотря на то, что мы говорим о квартете, то есть о коллективной воле четырех сторон, мы же понимаем, что все это достаточно условно, тем не менее. И внутри квартета существует негласное, в общем-то, соперничество за пальму первенства в миротворчестве на Ближнем Востоке. И вот с помощью ХАМАС, силы, которая не признана другими членами квартета, Россия пытается каким-то образом артикулировать свою собственную роль. Она получила такой некий инструмент в лице ХАМАС, с моей точки зрения. В общем-то, если сейчас теоретически, будем так рассуждать, российский план сработал бы и удалось бы приручить, перевоспитать или, как хотите, ХАМАС, то тогда, безусловно, можно было бы говорить, что это чисто российское ноу-хау, потому что никто в это не верил, а вот Россия, собственно говоря, не побоялась этой трудной черновой работы - и вот результат. Это что касается Россия.


Что касается ХАМАС, то здесь конечно лежит все на поверхности. Очевидно, что маргинальное, непризнаваемое международным сообществом движение крайне нуждается в какой-то легитимизации, в какой-то международной поддержке, и это форма пиара, это форма паблисити, это форма признания, вот, дескать, посмотрите, мы никакие не террористы, мы никакие не боевики, мы никакие не экстремисты, а мы принимаем участие в таких цивилизованных акциях в столице одной из стран, которая является членом квартета ближневосточного. То есть, собственно говоря, тут тоже все очевидно.



Марк Крутов: То есть, можно сказать, что Россия действует с негласного одобрения мирового сообщества, вот этого квартета, поскольку никто другой из него не хотел бы связываться с ХАМАС, а Россия готова взять на себя эту роль.



Сергей Строкань: На самом деле разногласия по Ближнему Востоку достаточно острые между Россией и США. Проходят одни переговоры за другими, Лавров ездил, вы знаете, в Америку, здесь недавно у нас был Лантос, в общем, много еще других контактов. Собственно говоря, стороны не скрывают, что очень сильно отличается подход. Собственно говоря, камнем преткновения является вопрос о том, как должен себя вести ХАМАС. Это такой спор о курице и яйце. Вашингтон говорит о том, что ХАМАС, безусловно, должен сначала признать государство Израиль, а потом можно каким-то образом уже и снимать блокаду с Палестины и так далее. А Россия говорит: если мы будем ХАМАС загонять в угол, то, собственно говоря, мы только усугубим ситуацию и никогда не добьемся от ХАМАС того самого желанного решения, к которому мы все стремимся.



Марк Крутов: Практическая цель, о которой говорят лидеры ХАМАС, снятие блокады с Палестинской автономии, на эту цель сегодняшние переговоры в Москве практически не работают.



Сергей Строкань: Это раз. Во-вторых, конечно, еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что второй целью визита ХАМАС в Россию является легитимизация, политическое признание движения, превращение его из непонятно чего, в общем-то, в респектабельную политическую силу, с которой считаются и ведут переговоры члены "четверки".


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG