Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - скрипач и композитор Гидон Кремер



Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 27 февраля - скрипач и композитор Гидон Кремер, который сегодня отмечает свой 60-летний юбилей.


Гидон Кремер родился в Риге в немецко-еврейской семье. На скрипке начал играть в 4 года. Музыкальное образование получил в Риге и Москве. Известным в музыкальном мире стал в конце шестидесятых годов после победы на нескольких крупных музыкальных конкурсах. В 70-е годы по так называемому "свободному контракту" уехал работать из Советского Союза на Запад. В 1981 году организовал фестиваль камерной музыки в австрийском городе Локенхаус. Фестиваль называется "Кремерата Музика". А в 1996 году организовал камерный оркестр "Кремерата Балтика", с которым успешно выступает в самых престижных концертных залах. Кремер известен разнообразием своего репертуара, играет на скрипке работы Гварнери 1730 года.


О человеке дня Радио Свобода говорит музыкальный критик Ефим Барбан.



Ефим Барбан : Вспоминаю свой давний разговор с Гидоном Кремером в Лондоне, когда я спросил его, что для него музыка. «Музыка, как и слово, - ответил он, - это не только то, что зафиксировано в партитуре или книге, музыка - это процесс. Мы можем долго описывать, что такое птица, какие у нее крылья, как она ест и размножается, но гораздо труднее описать или передать полет птицы. А может быть, в птице самое главное - это полет. То же самое и с музыкой», - убеждал меня Кремер. После этого понятнее стало, почему этого выдающегося скрипача так привлекает новая, живая, еще не освоенная до конца массовым слухом и вкусом музыка, почему для него не существует ни устоявшейся музыкальной традиции, ни стандартных музыкальных трактовок. Исполнительский идеал Кремера - максимальная спонтанность озвучивания партитуры.


Отсюда и упреки музыкальных пуристов в своеволии и тяге к импровизации. Впрочем такого рода обвинения слышались и в адрес Глена Гульда - музыканта, бесспорно, близкого Кремеру и по типу мирочувствования и по исполнительской концепции. Эта артистическая дерзость крупнейшего европейского скрипача и придает его интерпретациям свойство музыкального триллера - ту напряженность, драматизм и эмоциональную непосредственность, которые отличают игру этого замечательного мастера. Страх перед банальностью, который бессознательно движет игрой Кремера и который во многом объясняет его тягу к новой музыке всегда сопрягается с тонкостью интеллектуального осмысления партитуры. Однако из разговоров с Кремером я вынес ощущение, что для него музыкальное исполнение - это прежде всего творческий риск, художественное приключение, одухотворенный музыкальный полет. А это убеждает слушателя гораздо больше, чем все попытки критики поверить алгеброй гармонию его музыки.



XS
SM
MD
LG