Ссылки для упрощенного доступа

Кто ведет «тайные переговоры» с Лукашенко


Польские политики заявляют, что не получали от президента Белоруссии внятных сигналов о готовности к диалогу
Польские политики заявляют, что не получали от президента Белоруссии внятных сигналов о готовности к диалогу

Дискуссия о том, нужно начинать диалог с Александром Лукашенко или нет, разгорелась после статьи в одной из региональных газет. Ее автор - активист правой партии «Уния реальной политики» Януш Корвин-Микке написал, что разговаривать с белорусским диктатором нужно, причем немедленно, иначе в скором времени граница между Польшей и Россией будет проходить по реке Буг (то есть Россия поглотит Белоруссию – РС).


Корвин-Микке подтвердил свою позицию и в интервью Радио Свобода. Он отметил, что поляки должны прежде всего думать об интересах своей страны и не обращать внимания на позицию Брюсселя по этому вопросу. «Я не понимаю, почему можно было разговаривать с Ягайло , который был язычником и ненавидел поляков, уничтожал их, но все же стал королем Польши, а с Лукашенко нельзя?» - задается вопросом политик. Он отмечает, что, как поляка, его мало интересует то, что в Белоруссии отсутствует демократия, а активисты оппозиции пребывают в местах лишения свободы.


Находясь вне активной политической жизни, делать подобные заявления легко. Но смена настроений заметна и в польском сейме. Правые партии, которые всегда отличались более принципиальным подходом к вопросам прав человека, свободы слова и ставили в зависимость от этого возможность улучшения отношений с Белоруссией, неожиданно изменили свое мнение. Вот что, например, замечает вице-спикер сейма от либеральной партии «Гражданская платформа» Бронислав Коморовский: «Европейский Союз исключил белорусские власти из важных переговорных форматов. Но нигде не написано, что нельзя разговаривать. Разговаривают и с более страшными диктаторами - чтобы изменить их отношение к собственному народу. Мне кажется, все зависит от того, что мы понимаем под термином “вести диалог”. Если диалог будет использован для того, чтобы признать, что методы, которые используют белорусские власти, являются нормальными, то это было бы трагедией. Но если диалог означает передачу Лукашенко ясного сигнала, что он должен изменить свое отношение к гражданам Белоруссии, в том числе к оппозиции и полякам, живущим в его стране, тогда разговаривать не только можно, но и нужно».


Однопартиец Коморовского, легенда оппозиции коммунистических времен сенатор Стефан Неселовский идет еще дальше: «Я выступаю за диалог. Изоляция ничего не даст. Лучше проводить политику кнута и пряника, даже если это называется некрасиво, вести диалог, идти на определенные уступки, но одновременно ждать и позитивных шагов со стороны Лукашенко». Собеседник РС приводит пример такого рода диалога из польской истории: «так было и у нас. Оппозиционеры сидели в тюрьмах, но, тем не менее, представители демократических стран вели переговоры с руководителями ПНР - Эдвардом Гереком , а затем и Войцехом Ярузельским . Эти вещи не противоречат друг другу. Кроме того, только белорусы могут отстранить диктатора от власти, за них этого никто не сделает. Так что Польша должна поддерживать оппозицию, правозащитников, но и одновременно в каких-то формах вести диалог и с Лукашенко».


Примечательно, что заместитель председателя Союза левых демократов (эту партию, как и других левых, принято считать склонной к более гибкому подходу к вопросу диалога с Минском) Рышард Калиш наоборот, заявил нам, что не видит поводов для потепления на «восточном фронте»: «Лукашенко не дал сигналов, которые свидетельствовали бы о том, что он намерен уйти. Принципиальный вопрос - это выборы, референдум, во время которого он продлил себе полномочия. До сих пор не ясно, были ли это законные действия. Пока это не будет выяснено, я не вижу необходимости разговаривать с Лукашенко. Конечно, на более низком уровне, особенно в части приграничного сотрудничества, переговоры должны идти».


Опрошенные корреспондентом РС варшавяне придерживаются по данному вопросу самых разных позиций – от полного неприятия идеи переговоров с Лукашенко до вынужденного с ней согласия. Однако представители правящей партии пока категорически отвергают идею диалога с Александром Лукашенко без предварительных условий. Например, лидер парламентской фракции «Права и справедливости» Марек Кухцинский считает, что еще до возобновления контактов Минск должен сделать шаги к демократизации общественной жизни: «Оппозиция должна получить право нормально работать, иначе никакого диалога не будет. Никаких преследований. Без оппозиции нет демократии. Оппозиция должна иметь права как в каждом демократическом обществе - на пропаганду своих взглядов, на собрания, организации, на равный доступ к СМИ прежде всего».


Этот тезис поддерживает и министр Пшемыслав Госевский, которого нередко называют «правой рукой» премьера Ярослава Качинского: «В отношениях с господином Лукашенко для нас всегда есть два приоритетных вопроса: соблюдение прав человека и особых прав польского меньшинства. Нельзя забывать, что Польша выросла на традициях “Солидарности ”, для нас эти вопросы имеют большое значение. Но ведь любая власть может измениться, в том числе и в Минске».


В последние годы в Польше практически каждую неделю проводятся акции в поддержку оппозиционных сил в соседней стране. Это пикеты и демонстрации, концерты музыкантов, чьи выступления запрещены в Белоруссии. Один из активных участников этих акций протеста постоянно проживающий в Варшаве белорусский гражданин Игорь Крыштон считает, что переговоры с Минском невозможны до выполнения им т.н. пакета ЕС, включающего 12 условий. «Несмотря на реверансы, которые Лукашенко делает в сторону демократических государств, все остается по-старому. За решетку бросают молодых людей, исключают их из вузов. По-прежнему в стране есть политзаключенные – Козулин , Статкевич, Финкевич, Северинец. Так что все, что говорится, это вранье – пока есть диктатор, будет и диктатура. Разговаривать, конечно, надо, но только после выполнения условий Евросоюза – освобождения политзаключенных, проведения демократических выборов, предоставления свободы СМИ».


Лидер Союза за демократию в Белоруссии (самой активной польской организации, которая занимается белорусской тематикой) Антон Тележников заявил, что в случае установления Польшей контактов с Минском будет пикетировать в Варшаве правительственные здания.


Бывший посол Польши в Белоруссии, а сейчас главный советник премьер-министра Ярослава Качинского по вопросам внешней политики Мариуш Машкевич в разговоре с корреспондентом РС заметил, что разговоры о переговорах с Минском выглядят странно – ведь со стороны Лукашенко отсутствует даже сигнал о стремлении к таким переговорам. «Ситуация забавная. Чтобы говорить об открытом диалоге официальных представителей Польши и Белоруссии, должны быть четкие заявления по этому поводу с обеих сторон. С белорусской стороны есть лишь заявления для журналистов, причем не польских, о желании каких-то контактов с европейскими структурами. Не до конца понятно, в чем здесь дело. Так что трудно говорить о какой-то позиции правительства Польши – неизвестно, по отношению к чему мы должны ее высказывать».


Не так давно стало известно о том, что посол Белоруссии в Польше Павел Латушко провел встречи с чиновниками канцелярии президента Леха Качинского. Единственный в сейма белорус Эугениуш Чиквин не видит в этом ничего странного - по его словам, представители правительств других стран ЕС давно ведут тайные переговоры с Лукашенко: «Мне известно о встречах министра иностранных дел Белоруссии господина Мартынова с министрами иностранных дел Дании, Финляндии других стран. Абсурдно говорить об изоляции страны, которая находится в Европе, тем более, когда об этом говорит Польша – ее ближайший сосед. Мы ведь много веков жили вместе в одном государстве».


А вот Мариуш Машкевич считает, что контактам Павла Латушко не стоит предавать особого значения: «насколько я знаю, речь шла об обмене танцевальными ансамблями. А что касается встреч с белорусским руководством высокопоставленных представителей других стран ЕС, то, признаюсь, об этом ничего не слышал».


В дискуссии о диалоге с Минском присутствует и мнение, что Варшаве не следует вовлекать белорусский режим в переговоры, поскольку это может не понравиться Москве, которая не простила Польше ее роли в украинской «оранжевой революции». Обозреватель «Газеты выборчей» Яцек Павлицкий считает этот тезис несостоятельным: «Мы не можем руководствоваться тем, что скажут в России. Россия имеет искаженное мнение о своем влиянии на постсоветском пространстве. Мы опубликовали материал российского аналитика, который однозначно сказал, что в том, что касается Белоруссии, нужно разговаривать с Москвой, поскольку только она в состоянии гарантировать какие-то реформы. Однако для Польши такой вариант неприемлем. Тем не менее, многие в ЕС считают, что разговаривать о Белоруссии следует с Россией».


Дискуссии по вопросу, следует ли вовлекать Александра Лукашенко в диалог, идут по всей Европе. Однако Польша, как ближайший сосед Белоруссии и страна, которая претендует на то, чтобы определять восточную политику всего Европейского Союза, по-видимому, должна найти на него ответ раньше.


XS
SM
MD
LG