Ссылки для упрощенного доступа

Соединенные Штаты намереваются разместить элементы системы ПРО на Кавказе


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мают участие корреспонденты Радио Свобода Аллан Давыдов и Александр Гостев.



Андрей Шарый : Глава Агентства США по Противоракетной обороне Генри Оберинг заявил, что Соединенные Штаты рассматривают возможность разместить в одной из стран Кавказа объект Противоракетной обороны. По словам американского генерала, речь идет о сенсоре, который предназначен для первичного обнаружения пусков ракет - данные с него будут передаваться на стационарный радар в Чешской республике. Об этом корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов : Директор Агентства США по Противоракетной обороне генерал-лейтенант Генри Оберинг, выступая в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, заявил, что Соединенные Штаты, возможно, разместят еще одну радарную станцию вблизи границ России. В данном случае речь идет о Кавказе. Ранее американским руководством было принято решение о размещении десяти установок ракетного перехвата в Польше и следящей радиолокационной установки в Чехии. Все эти меры, по словам официальных лиц в Вашингтоне, будут способствовать эффективному противодействию угрозы со стороны Ирана.


Подробнее о необходимости разместить американский противоракетный радар на Кавказе я попросил старшего сотрудника вашингтонского фонда «Наследие» Питера Брукса.



Питер Брукс : Посмотрите на карту, и вы сразу получите представление о том, для чего предназначены новые компоненты американской Противоракетной обороны - для противостояния растущей ядерной угрозе со стороны Ирана. Эта угроза рассматривается Вашингтоном в числе приоритетных проблем. И установка радара на Кавказе в данном смысле представляется разумным шагом. Такой радар обеспечит в высокой степени раннее предупреждение в случае пуска иранской ракеты - испытательной или боевой.



Аллан Давыдов : Тем не менее, официальные российские представители рассматривают возможное размещение антиракетного радара на Кавказе в контексте угрозы безопасности России.



Питер Брукс : Прежде всего, надо понимать, что радар сам по себе не представляет угрозы. Это не наступательная система вооружения, не ракета. Это устанавливаемый на земле сенсор, в определенно смысле уязвимый. Использует же Россия свои космические спутники для сбора самой разнообразной информации. Это все оборонительные системы. То же самое относится к дискутируемым сейчас средствам, которые США собираются разместить в Польше и Чехии. Россия может быть недовольна американским присутствием или сотрудничеством США со странами ближнего зарубежья, но Соединенные Штаты не желают угрожать России.



Аллан Давыдов : Некоторые российские политики и эксперты говорят, что новые противоракетные меры США в Восточной Европе и на Кавказе могут привести к дисбалансу системы взаимного ракетно-ядерного сдерживания. Так ли это?



Питер Брукс : Не думаю, что в этом смысле грядут какие-то перемены. У России несколько тысяч ядерных ракет. Предполагаемые к размещению новые противоракетные системы не имеют задачу, и не способны будут реагировать на них.



Аллан Давыдов : Так старший сотрудник Вашингтонского фонда Наследие Питер Брукс прокомментировал сообщение о намерении Вашингтона разместить антиракетную радарную станцию на Кавказе.



Андрей Шарый : В свое время просьбы США разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии вызвало резкую реакцию России. Чего ждать на сей раз? С влиятельными московскими военными экспертами беседовал мой коллега Александр Гостев.



Александр Гостев : Представитель Министерства иностранных дел Азербайджана в интервью Радио Свобода подтвердил его слова:



Генри Оберинг : Азербайджану не поступал подобный запрос, и переговоров по этому поводу не ведется .



Александр Гостев : Заместитель главы Комитета по делам обороны и безопасности парламента Грузии Николос Руруа высказал в разговоре с корреспондентом Радио Свобода следующее мнение:



Николас Руруа : Как мы все знаем, на Кавказе расположены три независимых государства. Что касается Грузии - или, точнее моей позиции по этому вопросу, поскольку я не могу говорить от лица исполнительной власти - такое предложение мы могли бы принять. По-моему, чем ближе Грузия окажется к западным оборонительным структурам, чем сильнее мы будем интегрированы в эти структуры, тем лучше для нашей страны.



Александр Гостев : Как заявил директор агентства США по ПРО Генри Оберинг, объект, который предполагается установить на Кавказе, является даже не радаром в военном значении этого слова, а сенсорной антенной, которая, по его словам, «будет направлена на Иран и не может представлять угрозу для России, даже в силу своих технических характеристик».


Я попросил прокомментировать эту информацию постоянного автора Радио Свобода, эксперта по военно-политическим вопросам Александра Гольца.



Александр Гольц : Сейчас очень сложно говорить о конфигурации американской ПРО. То, что говорится в последнее время, свидетельствует скорее о желании привлечь как можно больше стран к участию в этом проекте с тем, чтобы продемонстрировать поддержку курсу американской администрации, вот такую всемирную поддержку на этом направлении. Можно предположить, что для того, чтобы получить раннее предупреждение о ракетном пуске, такой радар и нужен на территории Кавказа, впрочем, я подозреваю, что политические риски, которые с этим связаны, они превосходят все мыслимые стратегические приобретения, которые можно получить.


Может идти речь либо об Азербайджане, либо о Грузии. Мало вероятно, что такой радар может оказаться в Армении. В Азербайджане, как вы знаете, находится крупная российская станция предупреждения о ракетном нападении в Габале. Это российский военный объект. По-видимому, Азербайджан наиболее предпочтительное место.



Александр Гостев : Можно ли сейчас сказать, что российская реакция на эти планы последует немедленно, или Москва подождет и потом отреагирует, может быть, еще более жестко, чем все, что было до сих пор?



Александр Гольц : Все будет зависеть от московской политической конъюнктуры. Конечно, разумнее было бы некоторое время подождать, чтобы просто понять, о чем идет речь, какова реальность реализации такого плана. Если иметь в виду, в общем-то, крайне болезненную реакцию России на все, что связано с американской ПРО, то я подозреваю, что реакция будет довольно жесткой и довольно скорой.



Александр Гостев : Мнение Александра Гольца.


По словам еще одного известного военного обозревателя Павла Фенгельгауэра, сейчас трудно предсказывать, о какой именно географической точке идет речь, где появится американский военный объект - пусть даже и в Турции. Он уверен, что для России пока это не имеет значения.



Павел Фенгельгауэр : Это будет не радар боевого управления, а сенсор пуска в Иране. Такой сенсор иметь лучше, чем не иметь. Противоракеты размещать не собираются, такой радар, как в Чехии, - тоже. Потому что противоракеты такие там бессмысленно размещать. Радар боевого управления тоже не имеет смысла, а вот сенсор разместить могут. Наши даже до этого говорили - а почему в Чехии, а почему не в Турции? Теперь, когда и в Турции, то по логике непонятно, что дальше говорить.


Никакой реальной угрозы нашим стратегическим ядерным силам вообще нет. Нет там никакой угрозы, не просматривается. Наши военные высказывают опасения, что в этих шахтах, которые построят в Польше, там могут быть вообще потом не противоракеты, а ударные ракеты, что могут быть развернуты не именно вот эти противоракеты, а другие средства ПРО, которые, в принципе, могут угрожать, сбивать на взлете наши баллистические ракеты, запускаемые из Татищева, то есть районов базирования за Волгой в Саратовской области и в районах базирования к северо-востоку от Москвы. Вот о чем идет речь. А то, что эти запланированные пока десять противоракет в Польше, они ничем не угрожают даже теоретически, поскольку они не могут перехватывать наши ракеты, взлетающие и летящие на север, там, в Америку через полюс. Тем более что какой-либо радар в Грузии, которая находится очень далеко (еще дальше, чем Польша и Чехия от мест развертывания наших баллистических ракет), но там есть, в принципе, но тоже довольно не близко. Он сам по себе тоже ничем как бы не угрожает.



Александр Гостев : Говорил военный эксперт Павел Фенгельгауэр.




XS
SM
MD
LG