Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Отец Глеб Якунин – о критическом письме епископа Анадырьского и Чукотского Диомида



Владимир Кара-Мурза: Сегодня вышел на поверхность тлевший внутри православной церкви скандал, вызванный обличительным посланием епископа Анадырского и Чукотского Диомида. О причинах и возможных последствиях этого выступления говорим с отцом Глебом Якуниным, бывшим народным депутатом РСФСР. Что вас привлекло прежде всего в тексте этого послания епископа Диомида?



Глеб Якунин: Во-первых, чрезвычайно интересный факт. Дело в том, что невоцерковленные люди не представляют, что на самом деле произошло. Когда-то в 60 годы я был тоже диссидентом, мы выступили с критикой существующего положения в церкви, обличали в грехах. И вот представляете, я и Шлеман Николай, трое священников, мы выступили, разослали всем священникам, отправили за границу. И это произвело очень большую реакцию и серьезную. А вот то, что сделал Анадырский епископ, он вместе с тремя священнослужителями обратился с декларацией, которая называется «Пора пресечь беззаконие». Епископ имеет полноту церковной власти. Причем он в 9 пунктах выступил, с некоторыми пунктами невозможно согласиться, а некоторые прямо черносотенные средневеково-мракобесные. И к сожалению, его позицию, его идеологию поддерживают много и епископов и православных христиан. Я должен сказать, этот документ, подписанный епископом - это первый за многие десятки лет, начиная с создания Московской патриархии в 1943-м году, когда Сталин дал указание Берии и полковнику Карпову реставрировать Московскую патриархию, это первый документ, который, по моему убеждению, будет иметь чрезвычайно важные последствия в ближайшие годы в истории нашей церкви и, естественно, это отразится на ситуации в нашем государстве.



Владимир Кара-Мурза: Протоирей Михаил Ардов, также в свое время покинувший Московскую патриархию, приветствует поступок Диомида.



Михаил Ардов: Наконец-то какой-то епископ возвышает свой голос с тем, чтобы обличить современных еретиков. С ним так или иначе расправятся, может быть сломают на уровне внушения, может быть отправят на покой, лишат кафедры. Епископ Диомид выбрал удачный момент для своего выступления. Почти все те претензии, которые он выдвигает к Московской патриархии, против нее в свое время выдвигала Русская зарубежная церковь, но ее в конце концов одолели. И вот это выступление подпортит парадное действие, которое запланировано на май, когда предатели от зарубежной церкви будут соединяться с епископатом Московской патриархии, которые являются предателями еще с 1927-го года.



Владимир Кара-Мурза: Чувствуется политический и даже предвыборный характер этого заявления?



Глеб Якунин: Да, вы знаете, я думаю, хотя пытается изобразить владыка Диомид, что это случайная утечка информации. На самом деле, я думаю, что это тщательно подготовленная акция, которая буквально вовремя, дорого яичко ко Христову дню. Они попали в девятку. Сейчас будут разворачиваться чрезвычайные события, выборы в первую очередь. И самое интересное, что в этом документе, я в том числе обличал и многие в Московской патриархии, что разворовали, водку, табак, какие-то гомосексуальные и прочие безобразия творились. Он нравственности не касается, он бьет более точно. Он говорит - пресечь беззаконие. И говорит, что существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения. И в первом же пункте он говорит: постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма. Значит в ереси обвиняет. Это обращение ко всей пастве, всему православному народу. Это чрезвычайно важно. А вот по поводу актуальности, действительно, так называемый Всемирный русский народный собор на днях состоится и митрополит Кирилл окажется в чрезвычайно сложной ситуации, потому что это бьет в первую очередь и по нему. А вся та аудитория, которая там будет присутствовать, она великодержавная, националистическая, там очень много антисемитов. Казалось, основная масса присутствующих должна поддержать. А митрополит Кирилл, с него спрос будет большой, как он сможет выкрутиться в этой ситуации. Вот что очень важно, что очень не понравится и властям, потому что здесь говорится в этих пунктах, например, не нравится пятый пункт - одобрение демократии. Еще туда-сюда, что они антидемократы. А вы посмотрите, что дальше: призыв к голосованию за определенных политических лидеров вопреки церковным канонам и в нарушение клятвы. Как он далеко закопал – 1613 года. Видите, если сейчас наша церковь призовет голосовать за Владимира Владимировича или за того или иного губернатора или за партию в Государственную думу, то это нарушение соборной клятвы. Так что это призыв как бы против правительства. И тут же речь о том, что нечего подчиняться, лизоблюдствовать перед правительством, мы сами должны вести свою чисто церковную линию.



Владимир Кара-Мурза: Историк религии Ирина Карацуба, доцент МГУ имени Ломоносова, восхищена смелостью автора.



Ирина Карацуба: Поражает искренность постановки вопросов, очень наболевших для нашей церкви. То, что впрямую высказано обвинение Московской патриархии в соглашательстве по отношению к нередко богоборческой власти, то, что Московскую патриархию совершенно справедливо обвинили в попрании принципа соборности, как одного из главных принципов внутрицерковной жизни теоретически, вот это, конечно, очень смело и заслуживает всяческого поощрения. И тут выражены мысли и сомнения очень многих мирян. А то, что патриархию призвали покаяться и восстановить нарушенную чистоту – это тоже очень здорово. Но с другой стороны, там фигурируют такие реалии, как мировое масонское правительство, которое готовит приход единого мирового лидера Антихриста, там идут упреки Московской патриархии в поддержке демократии - это недостаток патриархии. Это критика крайне правоконсервативная.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Подмосковья от радиослушателя Николая.



Слушатель: Добрый вечер. Вы знаете, наверное, больше всех в этом удивляет, многие христиане говорят, почему не собирается давно поместный собор. А он необходим, потому что многие насущных вопросов возникло сейчас внутри самой церкви.



Глеб Якунин: Да, это совершенно справедливо. И многие священники пишут открытые письма, что возмутительно, архиерейский собор самостоятельно запретил собор как законодательную инстанцию.



Владимир Кара-Мурза: Вы хотели сказать, какими последствиями для действующей Русской православной церкви это послание обернется.



Глеб Якунин: Конечно, у патриархии чрезвычайно сложная ситуация. Дело в том, что я думаю, что это не нежданчик, это давно и тщательно подготовлено. Мы видим, что на вооружение, на знамя вместо Георгия Победоносца взяли крайние наши антисемиты это послание. Так, например, Михаил Назаров, известный автор знаменитого антисемитского «письма пятисот», он прямо говорит, что наконец мы обрели великого лидера, который поведет Россию и поведет к спасению русскую церковь. Я не сторонник таких вещей, но я думаю, что ОВЦС и владыке Кириллу и его клевретам придется придумывать, как-то расколоть антисемитов пытаться. Ведь обратите внимание, где наш архиерей Диомид, можно его называть «Динамитом» смело, все зависит от того, какое количество взрывчатки он заложил и какой будет результат. Ведь где это произошло? Это у Абрамовича, под его крылышком в его великой губернаторской вотчине. Так я боюсь, что кто-то от их имени станут говорить, что во всем виноваты Татьяна Дьяченко, Борис Березовский, Семья. Это они устроили всю эту историю специально, чтобы наперчить и испортить настроение Владимиру Владимировичу Путину.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Тулы от радиослушателя Николая.



Слушатель: Добрый вечер, Владимир, добрый вечер, отец Глеб Якунин. Очень рад вас слышать. У меня к вам вопрос будет вот такой: когда я в Советском Союзе ходил в церковь, я знал, что выдается тайна исповеди, за то, что я крестил ребенка, меня таскали по всем инстанциям. Но меня тянуло в церковь, там была святость. А сейчас я перестал в нее ходить, я не чувствую там духа святости, там дух торгашества воцарился.



Глеб Якунин: Вы знаете, между прочим, если объективно характеризовать нравственный уровень, нравственное состояние епископа Диомида, то все поражаются. Я действительно удивился, я таких епископов не встречал. Ведь прямо о нем говорят, что он никогда не берет деньги ни за крещение, ни за другие таинства, за отпевание он ни разу не взял деньги. Это принципиальная ситуация. Он глубоко убежденный человек. И я вполне допускаю, что он будет похож на одного из основателей раскола, когда русская церковь раскололась, тогда при Алексее Михайловиче был великий Никон и протопоп Аввакум был такого настроения.



Владимир Кара-Мурза: Философ-публицист Виктор Аксючиц, ваш коллега, бывший народный депутат РСФСР, осуждает радикализм владыки Диомида.



Виктор Аксючиц: Владыка поддержал инициативу, в частности, по обличению нынешней власти как антинародной. А какая власть была народная? Коммунистическая что ли, которая подвергла страну геноциду? Хотя надо сказать, как во всякой точке зрения фундаменталистского толка там есть здравые мысли о церковном соборе. У молодого епископа в окружении могли оказаться молодые ретивые мыслители радикального толка, которые, судя по всему, являются авторами этого письма. Пока эта точка зрения высказана декларативно, она не преследует какие-нибудь требования к изменению внутри православной церкви. Поэтому как частная точка зрения она никак не повлияет на воссоединение церквей.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Эмиля Викторовича.



Слушатель: Добрый вечер, господа. Отец Глеб, у меня к вам такой вопрос: в начале прошлого века Дмитрий Мережковский в одном из своих эссе, это цикл эссе называется «Больная Россия», написал, что Русская православная церковь отошла от заветов Христа, очень смелое заявление. Как вы полагаете, прав ли был Мережковский и перекликается ли это заявление с тем, что происходит в стране сегодня?



Глеб Якунин: Думаю, что да. Но Мережковский был либерал и сторонник реформ церковных, каковым и я являюсь. Но наше направление, оно очень узенькое. Мы сторонники и почитатели отца Александра Меня, которого убили, есть подозрение, что это госбезопасность, мракобесы, как раз талибы средневековые. Это крыло было преследуемо и со стороны патриарха Алексия и руководства церкви. На высшего должности, в частности, в Петербург был назначен махровый реакционер антисемит митрополит Иоанн Снычев и его последователи, «Русь православная», они сейчас вооружились как раз этой идеологией, они все вместе пойдут атаку, окрыленные тем, что нашелся подлинный настоящий лидер бороться с коррумпированным приспособленческим руководством Московской патриархии.



Владимир Кара-Мурза: Философы вроде Мережковского эмигрировали. Как, вы думаете, они бы отнеслись сейчас к воссоединению русской православной церкви с зарубежной?



Глеб Якунин: Это направление Евлогия, куда относится Бердяев, Булгаков, я бы сказал, такое либерально реформаторское, умеренные позиции занимает в Западной Европе и в других странах. И они, конечно, на воссоединение с Московской патриархией никогда бы не пошли.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от Сергея, радиослушателя из Армавира.



Слушатель: Добрый вечер, господа. У меня вопрос к Глебу Якунину. Я реплику сначала скажу, потом вопрос задам. Знаете, такое впечатление создается, сейчас вводят в школе основы православия, начинают детям преподавать. А надо детям преподавать, что президент, наше нынешнее правительство, они все выходцы из компартии, они все атеистического воспитания. И сейчас по всей России идет православно-церковное балаганство. Раньше наши правители говорили «слава КПСС», а теперь они говорят «слава Богу». И со свечками стоят в церкви. Как это может в уме, это разруха идет в умах у людей.



Глеб Якунин: Что делать? Когда-то в Константинополе, в восточной империи Константин Великий вдруг обратился в христианство. Ведь тоже было странно, что многие императоры, которые гнали, и вдруг пришел. Но он искренне обратился в христианство. Все зависит от того, насколько сердца изменились или это конъюнктурно побежали в церковь со свечами показывать перед народом, который 70-80% представляет электорат на очередных важных выборах. Поэтому крестится он в церкви, стоит со свечкой, целуется с патриархом – дело не в этом. А дело в том, насколько тот или иной руководитель нашего государства, в том числе и президент, насколько он реализует христианскую политику и насколько христианские этические принципы проводит в жизнь.



Владимир Кара-Мурза: Не так давно по подсказке кремлевской администрации отлучили от церкви духовника Михаила Ходорковского.



Глеб Якунин: Да, запретили. И кстати, сегодня у него суд в Чите. Он же стоял, не знаю, какой результат, еще не объявили. Он стоял в пикете, защищал как раз Ходорковского, оказался принципиальный человек. Но его опять, наверное, на тысячу рублей оштрафуют, как еще одну девушку оштрафовали несколько дней назад. Радостно, что такие есть люди, но их, к сожалению, мало.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Санкт-Петербурга от радиослушателя Александра.



Слушатель: Добрый вечер. Я думаю, что если Глеб Якунин занервничал, забеспокоился, засуетился, значит русским честным людям надо только радоваться, значит запахло жареным для еврейской нации, которая здесь в России захватила все практически.



Владимир Кара-Мурза: По-моему, в ваш адрес ничего не написал епископ Диомид?



Глеб Якунин: Нет. Даже с некоторыми вопросами я могу быть солидарен. В частности, разговор шел о необходимости собора, недопустимость допущения священников, как сейчас упомянули отца Сергия, который беседовал с Ходорковским, искренне поддержал. И когда вышел оттуда, сказал: да, его ни за что посадили.



Владимир Кара-Мурза: Он назвал политическим заключенным.



Глеб Якунин: За это его лишили сана.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос от москвича Владимира Анатольевича.



Слушатель: Здравствуйте. Когда разговор идет о нашей матери церкви, всегда очень переживаю я. И сейчас слушаю вас, уважаемый отец Глеб Якунин, сразу возникает вопрос: почему церковные дела так обсуждаются рьяно, ни одна церковь так не обсуждается, как наша Русская православная церковь. Как будто им надо кого-то сокрушить.



Владимир Кара-Мурза: Наоборот внутри всех конфессий идет дискуссия всегда.



Глеб Якунин: Во-первых, это закрытое акционерное общество Московская патриархия, мы не видим никаких дискуссий. Более того, сейчас уже в адрес владыки «Динамита» такие упреки, что, дескать, он имеет право, пусть он выскажется, ну пусть в синод написал, через полгода у нас будет синод, мы будем рассматривать. А то, что он придал гласности, а гласность – это соборность, это демократия народная, это основа церковной жизни. И в любой стране любая правящая церковь, где соединена с государством, вся ее жизнь как на ладони прессой широко обсуждается. Это естественная и нормальная жизнь любого общества и любой церкви.



Владимир Кара-Мурза: Ведущий программы Первого канала «Судите сами» Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религий и политики не предвидит церковного раскола.



Максим Шевченко: Епископ Диомид, если это письмо принадлежит на самом деле, я не могу назвать его владыкой, потому что это письмо полубезумно и как у всякого безумца, оно пересыпано здравыми мыслями, о поместном соборе, например, а в остальном оно пересыпано такими мыслями, которые компрометируют как патриотическое движение, так и православную церковь. Поэтому если этот епископ и клирики, которые подписали это оскорбительное по отношению к церкви письмо, попадут под запрет - это будет совершенно справедливая реакция церковоначалия. Никакого раскола это не внесет. И вообще, мне кажется, это письмо является внешней инспирацией людей и сил, находящихся в церкви. Поэтому я рассматриваю этих несчастных людей, которые это мерзкое письмо написали, как просто жертв политтехнологий, тех сил, к которым может сами не хотели примыкать, но инструментом в руках которых они, безусловно, являются.



Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, согласны ли вы с Максимом Шевченко, что это письмо может повредить внешним связям Московской патриархии и воссоединяю с Русской православной церковью за рубежом?



Глеб Якунин: Насчет воссоединения с Русской православной церковью зарубежной, я думаю, что может очень сильно повредить. Дело в том, что сейчас пресса приумалчивает тот факт, что на самом деле зарубежная церковь потеряла темп и сейчас идет очень мощный процесс обратный. Очень многие приходы категорически протестуют против соединения с Московской патриархией. И обратите внимание, что владыка «Динамит» ссылается на епископа Аверкия, сейчас как раз епископа зарубежной церкви. Цитату приводит в письме. Аверкий был крайний противник Московской патриархии, он говорил, что Московская патриархия – это в бочке меда ложка дегтя, даже наоборот - в бочке дегтя ложка меда. Нет никакой благодати. Вот это очень интересно. Причем, смотрите, что получается, что произошел такой процесс невидимый на первый взгляд в России: с 90 годов появилось до ста приходов, которые подчинялись зарубежной церкви, они не признавали Московскую патриархию. Сейчас у них тоже произошел раскол. И вот одно из течений, известный священнослужитель Пивоваров возглавляет, они уже рукоположили пять новых епископов. Так реальная перспектива, вот этот Пивоваров с идеологией, они тоже антисемиты и все идеи удивительно прямо калькой ложатся на послание епископа Диомида. И есть возможность, что подлинного объединения на уровне Лавра и патриарха Алексия не произойдет, а произойдет соединение, если его посмеют как Диомида преследовать, тем более запретить Московская патриархия, то она сразу перейдет в этот стан и произойдет виртуальное соединение или даже катакомбное соединение зарубежников крайне реакционного крыла с крайними реакционерами в Московской патриархии.



Владимир Кара-Мурза: Лидер Международного евразийского движения Александр Дугин отвергает невыдержанность Диомида.



Александр Дугин: Письмо владыки Диомида, я считаю, по сути абсолютно правильным, по форме абсолютно неприемлемым. В Русской православной церкви существует огромное количество людей, которые не согласны с экуменическими действиями ее руководства. Но есть невыдержанные люди, которые считают, что надо формализовать эти претензии. Наша обязанность как паствы Русской православной церкви отстаивать свою точку зрения без таких резких движений. Потому что будет выгодно только врагам православия, врагам России поколебать единство церкви. Потому что иногда как раз за требованием лучшего по отношению к хорошему стоит сам дьявол.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос радиослушателя Николая из Мытищ.



Слушатель: Добрый вечер. Отец Глеб, я хотел оставить на секунду дела церковные, спросить вас: кого вы из ныне здравствующих кандидатов хотели бы видеть на посту президента России из конкретных пацанов, кроме Кадырова великого из Чечни?



Владимир Кара-Мурза: Когда-то вы хотели видеть Бориса Ельцина президентом.



Глеб Якунин: Да, но он много ошибок наделал. Так что в первой Государственной думе во время окончания мы, сопредседатели ДемРоссии, Пономарев и я, голосовали за импичмент даже нашему президенту, потому что он наделал столько ошибок, которые органически привели к современным политическим тяжелым последствиям, когда у нас появилась авторитарная власть.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Вячеслава.



Слушатель: Здравствуйте. В церквах наших попы - это бывшие замполиты в 90% и парторги. Церковь они используют единственное для добычи денег. И дела в нашей церкви идти будут так же, как они вели эти дела в своих компартиях.



Глеб Якунин: Отчасти имеет точка зрения на существование и такая позиция. К сожалению, торговля церковная. Сейчас снова ставят вопрос церковные организации, чтобы дали им льготы, чтобы могли торговать, причем такие бутики открывать и огромные магазины, которые готовы от мебели до автомобилей торговать, не только церковной утварью. Если дрогнет господин Кудрин и дрогнет наш президент, то церковь превратится в величайшую торговую организацию не только в России, но и во всем мире.



Владимир Кара-Мурза: Даже были попытки, мы обсуждали, причислить церковные, требуя исполнение бытовых услуг, обложить такими же налогами. Как вы считаете?



Глеб Якунин: Это в советское время хотели, а сейчас хотят наоборот всю деятельность и даже деятельность, не связанную с торговлей церковной атрибутикой, тоже закрывать глаза и это реально происходит. И поэтому часто мы можем видеть, что какие-то магазинчики образуются. В сегодняшнем «МК» написано, что Марфо-Марьинская обитель сейчас торгует колбасой, сыром и всякими мясными снадобьями. Так что расширяет свои функции церковь.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Ельца от радиослушателя Евгения Ивановича.



Слушатель: Добрый день. Я к вашему гостю можно обращусь? Святой отец вы, я знаю давно, человек образованный. У меня такое к вам обращение: по-моему, вы провоцируете раскол и все прочее.



Глеб Якунин: Вы знаете, насчет раскола я не провоцирую. А вот данный документ, который выпущен сейчас с таким огромным аншлагом нашего славного анадыро-чукотского епископа и его верных собратьев, они явно ведут к расколу русскую церковь. И я боюсь, что если церковь гибко не подойдет к этим проблемам и не начнет соответствующие реформы, то раскол будет неизбежен.



Владимир Кара-Мурза: Религиозный диссидент 70 годов Александр Огородников, главный редактор православной газеты «Община. 21 век», солидарен с Диомидом.



Александр Огородников: То, что епископ Диомид выступил с этим заявлением, сам факт письма - это событие, поскольку наши епископы подчинены довольно жесткой дисциплине. И вопросы, которые он поднял – это вопросы, которые тревожат очень многих и которые, к сожалению, в нашей практике церкви не могут найти ответ. Если действительно письмо не голос вопиющего в пустыне, он выражает позицию большого числа людей, которое растет, он ставит перед нашей иерархией, собором церкви вопросы жизни.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем Александра, радиослушателя из Санкт-Петербурга.



Слушатель: Добрый вечер. Для меня, как для любого христианина, Христос и церковь - суть разные вещи. Христос - это абсолют, церковь – это не более чем социальный институт. Вот я хотел бы как раз к Глебу Якунину обратиться по поводу реформы этого социального института, как он видит сохранить идею соборности, при этом реформировать. Да, меня совершенно не устраивает положение в Русской православной церкви. Но я прекрасно понимаю, что русское православие жило святостью, преданиями и традицией. Как собрать апостольскую церковь, Русскую православную, Русскую зарубежную церковь так, чтобы это все-таки было единое христианство?



Глеб Якунин: Во всем 20 веке церковь шла медленно, но верно к великому собору 17 года, который наметил и начал уже крупнейшие реформы в Русской православной церкви. Но к сожалению, все они в современной жизни церкви свернуты, уничтожены. Поэтому надо опять возвращаться к предсоборному собранию 1906 года, когда архиереи начали думать, как реформировать церковь. И надо идти на собор, надо общаться с верующими людьми и надо реформировать церковь, чтобы она соответствовала современному моменту жизни, а не отставала, не убегала в средневековье, как советует в этом письме по существу епископ Динамит.



Владимир Кара-Мурза: Напомню, что на этом соборе 17 года кандидату патриарха по жребию избирал юродивый.



Глеб Якунин: Из трех выбирал слепой. И более того, в 1915 году мирянин Самарин на соборе московского духовенства, епископата священников кроме патриарха Тихона, когда был выбран, даже мирянин Самарин был кандидатом. Так что если бы выбрали мирянина, его бы быстро рукоположили в священники, потом в епископы. А судьба так выбрали патриарха Тихона. Так что там церковная демократия, которая называется на церковном языке соборность, она уже торжествовала, а сейчас она полностью уничтожена в церкви. И в этом плане можно абсолютно согласиться с владыкой и с соавторами этого уникального документа о том, что нужно возродить соборность Русской православной церкви.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвичку Евгению Витальевну.



Слушательница: Добрый вечер. Я уже говорила когда-то, что один из моих дедов до 17 года был священник и был расстрелян советской властью. Но, естественно, дух деда был в нашей семье. Мне странно, что как-то забывают основной тезис христианства, что по поступкам нашим в этой короткой жизни определяется наше место в вечной жизни. А при советской власти народ более достойно жил и не грешил. Потому забывают, что любая власть от Бога. Так что сегодня у нас пиршество разврата. И еще была одна вещь, которую вы не заметили: Миронов сказал, что России не нужен капитализм. Как ни странно, воры и развратники в капитализме еще могут как-то, а капитализм они не построят.



Владимир Кара-Мурза: В отношении религии партия «Справедливая Россия» еще не определилась, поэтому не будем вмешивать в этот религиозный спор нынешних политических деятелей.



Глеб Якунин: Миронов пытается создать такую социалистическую партию. Так что критика мешков денежных и воровства, которое процветает в нашем обществе и взяточничество, с его стороны эта критика очень уместна и справедлива.



Владимир Кара-Мурза: В вашу бытность депутатом разрешалось священникам участвовать в политической жизни. Как вы думаете, интересы каких сил мог бы сейчас представлять, если бы запрет не существовал, в парламенте епископ Диомид?



Глеб Якунин: Вы знаете, то, что меня, когда я шел в первую Государственную думу, то меня запретили сначала, не только меня, они вообще выпустили такой канон, что с этого момента мы запрещаем, синод Русской православной церкви. Первого ноября меня пригласили и говорят, что, знаете, что мы приняли такое решение, что священнослужители не должны принимать. Я воспротестовал и пошел по списку Гайдара, попал в первую Государственную думу. И им это было очень неприятно. Слава богу, я считаю, что я подвиг Александра Матросова повторил, они меня лишили, сана но зато сейчас путь священнослужителям закрыт. Я считаю, что это хорошо, потому что в Русской православной церкви вот эта ваххабитское течение средневековых, простите за грубое выражение, мракобесов существует. И если бы сейчас были выборы, то таких как Диомид епископов и священников из его окружения прошло бы очень много, десятки сидели бы и требовали не только, чтобы государство кормило Русскую православную церковь и всячески пестовало и требовали, чтобы церковь, как в 17 веке патриарх Никон, чтобы церковь была идеологом. Чтобы и президент и все чиновники слушались и подчинялись духовным изыскам церковного руководства, чтобы церковь стала во главе государства. По существу сейчас вся линия Московской патриархии на это и настроена.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Николая.



Слушатель: Доброй ночи, господа. У нас, глядя на то, как на Пасху рапортует «Ваше превосходительство» господин председатель партии «Ритуальная Россия», я просто удивляюсь. Хотя у нас заявляет перепись 80% русские, православные, сколько бы за «Ритуальную Россию» проголосовали процентов? Я думаю, что она не прошла бы барьер.



Владимир Кара-Мурза: Давно уже партии не участвуют, теперь нельзя создавать религиозные партии.



Глеб Якунин: Религиозные нельзя формально, но можно назвать по-другому. Судя по всему, все зависит при современных поправках в выборной системе, все зависит от Кремля, какой напишет им процент, такой и получит.



Владимир Кара-Мурза: Отец Яков Кротов считает произошедшее с епископом Диомидом жестом отчаяния.



Яков Кротов: Хоть он и епископ, но в рамках структуры он, конечно, маргинал и, видимо, терять ему нечего. Он семь лет сидит на Магадане и, очевидно, понял, что это тупик. Если бы он жил по совести, то он не писал бы письмо, а объявил бы, что выходит из Московской патриархии и переходит в какую-нибудь греческую старостильную церковь. Я думаю, что патриархия выждет время, его как-то выдрессирует. Так что церковь старается отличаться от парткома в этом отношении, она выше этого. На практике просто с ним поговорят и объяснят ему, что это только кажется, что дальше некуда, чем Магадан, что можно и в Москве найти более неприятное место. Он же молодо человек.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвичку Ирину.



Слушательница: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Глеб Якунин, в других странах участвуют священнослужители, идут ли они в парламент, если вы знаете?



Владимир Кара-Мурза: Архиепископ Макариус долгие годы руководил освободительной борьбой на Кипре.



Глеб Якунин: Да, вы знаете, дело в том, что в тех странах где церковь соединена с государством в Греции до сих пор еще греческая православная церковь – это государственная церковь, как бы филиал на Кипре. Вы совершенно правильно назвали архиепископа, который долго руководил греческой частью Кипра, там можно. Но в некоторых странах, католикам это практически запрещено, поэтому в разных странах по-разному. Но в большинстве случаях священнослужители в развитых демократических странах не участвуют в политической жизни, не являются членами законодательных органов.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвичку Марину.



Слушательница: Здравствуйте. Отец Глеб, вы, по-моему, внутренне поддерживаете этого отца «Динамита». Но я не понимаю, как вот этот отрывок из его книжки может повлиять на раскол церкви. Ведь церковь - это не группа каких-то сверхангельских личностей.



Владимир Кара-Мурза: Это не отрывок из книги - это специальное послание ко всем иерархам верующим.



Глеб Якунин: Да, я думаю, что слушательница не учитывает, что единомышленников у владыки «Динамита» очень много и даже среди епископата Русской православной церкви. Так что все зависит от конъюнктуры. Если будет жесткое преследование его, то я думаю, многие за ним не пойдут. Но фанатичная часть, которых можно условно называть талибы, ваххабиты православные, те, которые не боятся гонений, тяжелого креста, они готовы идти на крайности и отстаивать свои идеи.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Виктора.



Слушатель: Добрый вечер. Вы обвиняете власть в том, что она стремится к тоталитаризму, а сама церковь не больна этой болезнью? Даже по Свободе я слышал, что в армии сначала солдат ведут в церковь, а потом офицерство, которое воспитывалось в других традициях. Ему говорят: как же вы солдат посылаете, а сами пример не показываете.



Глеб Якунин: Вы знаете, Московская патриархия много внимания уделяет времени борьбе с так называемыми тоталитарными сектами. Но, к сожалению, она сама больна этим тоталитаризмом. Если внимательно изучить ее устав и внутреннюю структуру устройства церкви, то она чрезвычайно похожа на гигантского монстра, именно тоталитарную секту. Поэтому все беды, вся тяготы внутренней жизни как раз заключены в том, что отсутствуют элементы свободы, церковной демократии, соборности, о которой писал вот в этом знаменитом документе владыка «Динамит».



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Рыбинска от радиослушателя Николая.



Слушатель: Здравствуйте. У меня вопрос гостю в студии. Вам известно, что под крышей Московского патриархата в городе Софрино разливают технический спирт из Дагестана и Чечни?



Владимир Кара-Мурза: Это такие публикации желтой прессы.



Глеб Якунин: Вы знаете, из Дагестана я не знаю, а из Южной Осетии, между прочим, там замечательный спирт. Не хорошо по Радио Свобода рекламировать продукты, но в Южной Осетии, между прочим, они получают тот самый спирт, в Батуми который привозят «Ройяль», мы в свое время в 90 годы наслаждались этим спиртом, он у нас исчез. Этот замечательный спирт танкерами привозят в Батуми, потом через Северную Осетию отправляют в Южную, очень замечательные напитки. То есть как раз, если Софрино получает этот спирт, бог им в помощь.



Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, во что может вылиться сегодняшний скандал, может ли епископ Диомид превратиться в своеобразного священника Гапона, который стал политическим борцом во время русской смуты? Или, наоборот, этот голос будет подавлен?



Глеб Якунин: Я думаю, уже подавить будет очень сложно. В нашей стране мы видим, какие события происходят, эта вертикаль власти утратила всю власть во всей полноте идут какие-то непредсказуемые процессы, и я думаю, что он готов и может даже претендовать не просто на Гапона, а на пророка Аввакума. Он может быть настоящим большим знаменем раскола в Русской православной церкви, если руководство Московской патриархии не сумеет в пожарном порядке начать какие-то реформы и вести очень осторожную дипломатическую политику в отношении этого уникального владыки Диомида.



Владимир Кара-Мурза: Судя по всему, мы о нем еще услышим. Как вы считаете, каково будет продолжение письма?



Глеб Якунин: Продолжение будет. Потому что если он будет молчать, то и все его окружение, включая многочисленных черносотенцев и других органов и радикалов, которые его знамя понесут вперед.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG