Ссылки для упрощенного доступа

Программа Прессинг 04.03.2007




Беды хоккейной команды «Крылья Советов»


Дмитрий Морозов: В очередном туре российской хоккейной Суперлиги московские «Крылья Советов» потерпели сокрушительное поражение от своего соперника. Это уже не первый матч, когда «Крылышки» проигрывают с крупным счетом в этом сезоне. Ситуация складывается таким образом, что этот клуб под угрозой исчезновения. Причем, великий клуб, в котором выступали великие хоккеисты, такие, как Николай Хлыстов, Алексей Гурышев, Михаил Бычков, знаменитый защитник Альфред Кучевский. Более молодое поколение помнит тройку Анисин, Лебедев, Бодунов, вратаря Сидельникова. Может получиться так, что спасти эту команду не удастся теперь никому. Среди прочих, бьет тревогу и наш экономический эксперт Роберт Воскеричян. Вам слово, профессор.


Роберт Воскеричян: Спасибо, Дмитрий. Но бью тревогу даже не я. Я - передаточное звено. Бьют тревогу наши уважаемые слушатели. Действительно, стоит нам сегодня поподробнее об этом поговорить. Сначала поговорим о том, что произошло. Об этом многие знают, но, может, кому-то стоит напомнить. Суть дела в том, что примерно с октября 2006 года взрослая команда, не те юниоры, о которых вы говорили, что 17:1 проиграли. Я ничего не хочу плохого сказать об этих детях. Действительно, играют дети, которые получают 50 долларов в месяц. То есть, должны получать.


Дмитрий Морозов: Но кто-то должен же играть.


Роберт Воскеричян: Да, но этих денег тоже не получают эти дети, второй состав. Вообще, ситуация аховая. А взрослая команда, та, реальная, которая более или менее прилично себя показывала в чемпионате Суперлиги, она не получает никаких денег с октября 2006 года.


Дмитрий Морозов: Игроки бастуют.


Роберт Воскеричян: Да. Видимо, у них есть люди, которые дают им точные советы. Не исключено, что эти люди имеют отношение к хоккейному профсоюзу Бардина, о котором мы говорили в прошлом сезоне. Как известно, если два месяца не платится зарплата, то невыход на работу, после официального уведомления, не считается прогулом.


Они поступили по науке. Вернее, не по науке, а по закону. Нельзя молодых игроков выпускать, как мальчиков для битья, потому что они могут сломаться. В боксе, я знаю, то же самое, но там уже угроза здоровью. Но и здесь, в хоккее, они могут получить такие травмы. Потому что играют-то с мужиками.


Поэтому это какое-то варварство. Хозяева хотят сохранить команду, если не в Суперлиге, то, по крайней мере, выйти в Высшую лигу, закрыть долги. А эти мальчишки могут навсегда закончить карьеру. Не только получить травму, что тоже реально, но имеется в виду моральную травму получить.


По-моему, в футболе такие вещи считаются верхом непрофессионализма, я бы даже сказал, профессиональной несостоятельности тех, кто это бы делал в футболе. Думаю, что в хоккее та же самая ситуация. В общем, денег нет, перспективы нет. Наша задача сегодня - понять, почему это случилось.


Наиболее часто упоминающаяся в открытых источниках истинная причина противоречий, такова. Ралиф Сафин, известный человек, один из бывших совладельцев «Лукойла», который потом, одно время, был сенатором от Алтайского края, от республики Горный Алтай…


Дмитрий Морозов: Это отец певицы Алсу?


Роберт Воскеричян: Совершенно верно. Достаточно известный бизнесмен, который взялся за клуб после того, как по окончании сезона 2005 года бывший спонсор, компания «Мосэнерго», отказалась спонсировать клуб. Но он взялся за клуб на совершенно определенных условиях. А именно, город Москва, решением мэра Лужкова, выделяет 100 миллионов рублей.


И второе условие: город отдает за определенную плату Дворец спорта в Сетуни и территорию вокруг него. Там не один гектар. Дворец спорта принадлежит Всероссийскому Институту Легких Сплавов (ВИЛС). Это организация не частная, поэтому московское правительство имело определенное влияние. Была, видимо, договоренность, что мэрия поспособствует тому, чтобы новым хозяина этого Дворца спорта и прилегающей территории стал Сафин.


То есть ситуация зеркальная той ситуации, которая была в футболе с Федорычевым. Тот тоже пришел и говорил, что «Динамо» это брэнд, он всю жизнь об этом мечтал, и так далее. Поэтому стал осторожно признаваться, что и Петровский парк ему очень сильно нравится, поэтому уже открыто говорил, что начинает там строить офисные помещения. В итоге, не будем повторяться, чем это закончилось.


Примерно так же хотели поступить с Сафиным. Но Сафин просто устал кормиться обещаниями, а команду кормить реальными деньгами. В этом смысле, я могу его понять. Как по отношению к Федорычеву никто не выполнял свои обещания, так и по отношению к Сафину. Более того, эти 100 миллионов рублей муниципальных денег, которые должны были быть выделены на команду, вроде как на бумаге выделены, но до команды они не дошли. Что достаточно симптоматично. А с землей там понятно.


Конечно, это не Петровский парк, но Сетунь, там рядом Крылатское, Рублевка. И экологически это один из наиболее благополучных районов города. И, конечно же, там построить пару-тройку высотных жилых домов и продать эти квартиры…. Какие там «Крылья Советов»! Я бы еще добавил к тому, что вы рассказывали о «Крыльях», о том, что они блестяще себя зарекомендовали в Канаде, когда проходили матчи между, так называемыми, нашими «любителями» и канадскими профессионалами.


Дмитрий Морозов: Если не считать поражение в Буффало - 6:12.


Роберт Воскеричян: Но были и прекрасные игры тоже. Ну и что? За 15 лет, которые прошли после распада Союза, пол страны отошло от бывшей единой страны. Севастополь уже заграница, и так далее. Какие там «Крылья Советов», «Спартак»! Для людей – да. Я согласен. Для болельщиков это беда. Да и то, не для всех. По большому счету, люди заняты своей жизнью. Поэтому искусственно нагнетать атмосферу, что мы теряем клуб... Да, теряем. Но русский народ правильно говорит: потерявши голову, по волосам не плачут. Поэтому нужно смотреть на реальные вещи. Будь то «Спартак», будь то «Крылья Советов». Посмотрите на футбольное московское «Динамо».


Дмитрий Морозов: Здесь тоже Сафин оказался, своего рода, козлом отпущения.


Роберт Воскеричян: Понимаете, в чем дело. Видимо, в московской мэрии возобладала тенденция, что «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Хозяева своего слова. В 14.00 дали слово, а в 14.30 взяли его обратно. А тут – бизнес, рынок. Так уже не проходит. А спонсировать сегодня команду, даже уровня «Крыльев Советов», которые, в общем-то, не «Акбарс» и не «Магнитка», у них скромный бюджет. Но миллионов семь-восемь, а то и десять надо.


И что, из своего кармана Сафин должен оплачивать в ожидании того, что когда-то, через все эти невероятно захламленные коридоры городской власти пройдет решение? Да ничего не пройдет! Никто не собирался отдавать ему эту землю. Это совершенно очевидно. Потому что почти все криминальное, что происходит, и самое кровавое, это из-за земли в Москве происходит, из за строительства. Это самый криминализованный рынок.


Дмитрий Морозов: Кто там помнит о Борисе Кулагине и Игоре Дмитриеве?


Роберт Воскеричян: О чем вы говорите! Мы, конечно, об этом говорим с болью, но это факт нашей жизни. После того, как мы поняли, в чем причина, чем это все закончится? Я думаю, что, скорее всего, команда вылетит из Высшей лиги. Потом будет некое подобие борьбы. В полном объеме землю Сафину никто не даст, потому что там слишком большая борьба интересов не только на уровне города, но и сам ВИЛС не горит желанием отдать такой актив.


Скорее всего, команда сохранится, но где-нибудь в низших лигах. Все будет в предвыборный год зависеть от того, какие расклады. Если будет активная поддержка болельщиков, и Сафин сможет аккумулировать некие средства, чтобы по более или менее высокой цене выкупить это. Но тогда мы уже уходим в баланс экономических интересов - что удастся застроить. В любом случае, перспективы у «Крыльев», на мой взгляд, очень не веселые.


Дмитрий Морозов: Вот мы беседуем о хоккее с профессором Робертом Воскеричяном, и всякий раз тешим себя иллюзиями, что вот-вот ситуация улучшится. Но получается все наоборот. Исчез «Спартак», исчезли «Крылья Советов». Кто следующий?



Новый старт Леонида Аркаева



Валерий Винокуров: Мы познакомим вас сейчас с выдающимся, всемирно известным тренером, которому во многих странах предлагали выгоднейшие контракты, и который предпочел вернуться на родину, в Мордовию, чтобы… Впрочем, сейчас вы все узнаете из репортажа нашего корреспондента Игоря Телина.

Игорь Телин: Леонида Аркаева многие называют спасителем отечественной гимнастики. Возглавив сборную СССР в 1972 году, он провел ее через многие смены поколений. Его воспитанники становились победителями и европейских, и мировых первенств, и Олимпийских игр, выигрывая как в индивидуальном, так и в командном зачетах. Именно благодаря ему, российская спортивная гимнастика не скатилась в пропасть поражений в 90-х годах, когда многие виды спорта теряли раннее завоеванные позиции. Например, хоккей, футбол, баскетбол, лыжный спорт.


Воспитанники Леонида Аркаева на международных турнирах, чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх, завоевали, в общей сложности, 416 медалей разного достоинства. После распада СССР, Леонид Аркаев с 1992 по декабрь 2004 года был главным тренером мужской и женской сборных команд России. А с декабря 2005 года - женской сборной Южной Кореи по гимнастике и консультантом мужской. Он также выступил соавтором и исполнителем комплексных целевых программ подготовки сборной к Олимпийским играм. После того, как его контракт с южнокорейской сборной закончился, из всех предложений, в том числе и зарубежных, Аркаев выбрал предложение поучаствовать в становлении спортивной гимнастики в Мордовии.


Леонид Аркаев: Дело все в том, что я не хочу искать эти контракты, мне они не нужны. Я хотел бы здесь работать, потому что у меня есть такая внутренняя потребность. Я уже довольно немолодой, мне уже 66 лет, и, в общем-то, пора отдавать дань своей родине.


Игорь Телин: Леонид Аркаев не случайно называет Мордовию своей родиной. Здесь прошло детство этого великого тренера. Его родители, жители мордовской деревушки Сайгуши, Старошайговского района, накануне войны завербовались на химическое предприятие в подмосковном Щелкове. В 1940 году у них родился сын Леонид. Когда началась война, отца забрали на фронт, где он и погиб в 1943 году, а мать с сыном уехала в эвакуацию на свою родину. Здесь они провели 2 года.


Леонид Аркаев: До 44-го года мы жили здесь. А потом я уже каждое лето приезжал, вплоть до окончания школы, в Сайгуши. Самые свежие впечатления, и вкус воды родниковой, все сохранилось.


Игорь Телин: Гимнастикой Леонид стал увлекаться еще в школе. Его первое выступление на всесоюзной арене состоялось в 1957 году в Риге, на Спартакиаде школьников СССР. Уже в 1958 году он участвует в международных соревнованиях между командами СССР и Финляндии, получает звание мастера спорта, а на следующий год становится членом сборной СССР. В Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге, хранится картина художника Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР». На ней, кроме прочих, изображен и ставший затем знаменитым тренером Леонид Аркаев. На картине он готовится к выходу на снаряд, и мажет руки магнезией. Справедливости ради, надо сказать, что больших успехов, как гимнаст, Аркаев не добился. Зато потом десятки великих чемпионов вывел на большой помост. Хотя сам тренер, объясняя, как стать чемпионом, о своей роли, почему-то, не говорит.


Леонид Аркаев: Вы знаете, от большого желания. Конечно, от бога все это дается, но и от большого желания. Если у тебя уровень притязаний на чемпиона Мордовии, то ты будешь чемпионом Мордовии. Если ты будешь стараться, терпеть. А если у тебя уровень притязаний на олимпийского чемпиона, то надо уже себя во всем обрезать. Поэтому талантливые люди это, прежде всего, талант работать, талант терпеть, верить в себя. А остальное - от бога.


Игорь Телин: Появятся ли в Мордовии свои олимпийские чемпионы по гимнастике? Ответа на это вопрос у Аркаева пока нет. По сути дела, ему в республике приходится все начинать заново. Местные гимнасты и гимнастки никогда особо не блистали на сколько бы то ни было значимых соревнованиях. Можно сказать, что настоящей профессиональной школы гимнастики в Мордовии нет, и Аркаев готов все начинать с нуля. Точкой отсчета, в данном случае, по мнению тренера, может быть даже детский сад.


Леонид Аркаев: Я сторонник того, чтобы спортом занималось как больше народа, особенно детей. Поэтому мы планируем открыть секции и заниматься уже в детских садиках, направим туда наших тренеров с тем, чтобы они начали уже предварительную подготовочку. Потому что гимнастика не обязательно может быть снарядовая. Достаточно одного мата в детском саду, стенку поставить. Это уже очень большое подспорье для того, чтобы по-настоящему заниматься гимнастикой.


Игорь Телин: Еще одно предложение Аркаева - ввести спортивную гимнастику в уроки физкультуры школьной программы.


Леонид Аркаев: Мы не будем ни в коем случае заставлять их делать какие-то трюки. Мы будем просто их оздоравливать. Прежде всего, мы их должны оздоровить. Второе – мы им должны поставить хорошо двигательную подготовку, координацию движений. Это все необходимо просто для обыкновенного человека. Потому как сейчас, к сожалению, уроки гимнастики в школе предались забвению, бросают мячик и - вперед, а работа над координацией движений, а работа над ловкостью, выработка других качеств, не решается в школьной программе. Я хочу сказать, что есть система подготовки, и эта система требует времени. Но это, опять-таки, я думаю, что не страшно. Как я говорил, первой задачей мы хотим охватить как можно большее количество людей, занимающихся гимнастикой, а это плоды будут уже попозже, но они будут.


Игорь Телин: Так что начинает в Мордовии новое дело Леонид Аркаев, не рассчитывая на сиюминутный успех. И готовить он начинает не отдельных спортсменов, которые уже в ближайшие годы смогут выйти на помост международных соревнований, а создает систему, создает школу, свою мордовскую школу спортивной гимнастики. Поездив по республике, посмотрев спортивные объекты, Леонид Аркаев остался доволен увиденным.


Леонид Аркаев: Сейчас, слава богу, по Мордовии очень хорошие базы.


Игорь Телин: Предлагая новую для Мордовии систему, Леонид Аркаев считает, что гимнастика должна стать одним из элементов подготовки атлетов, занимающихся и другими видами спорта.


Леонид Аркаев: Я был в великолепном спортивном зале - шестьдесят на тридцать шесть. Просто замечательный зал. Но там специализируется футбол, хоккей. Но если будет там стоять гимнастический снаряд, там им будет только лучше.


Игорь Телин: Мордовские власти уже сообщили, что предоставят Леониду Аркаеву один из новых спортивно-оздоровительных комплексов в Саранске. Он станет республиканской базой спортивной гимнастики. Пока же те, кому интересен этот вид спорта, тренируется в зале одной из детско-юношеских спортивных школ. Набора, как такового, здесь нет. Просто родители, когда-то сами занимавшиеся гимнастикой, приводят сюда своих детей.


Юля Киреева: У меня работала здесь мама. Она потом эту гимнастику бросила, а потом они привела меня сюда, и я сейчас здесь занимаюсь.


Игорь Телин: По словам тренера, совсем юная Юля Киреева имеет все шансы добиться успеха в спорте. Тем более, если к ее подготовке приложит силы сам Леонид Аркаев. Пока же, в Мордовии с почти миллионным населением, только четверо гимнастов имеют звание кандидатов в мастера и двое - мастеров спорта. Причем они, по возрасту, уже скоро завершат свои выступления.


Валерий Винокуров: Позволю себе добавить, к рассказанному нашим корреспондентом Игорем Телиным, всего лишь несколько слов. Мне посчастливилось водить знакомство с Леонидом Яковлевичем Аркаевым в его бытность главным тренером сборной России и президентом Федерации гимнастики страны. Однажды, мы вдруг встретились в Париже. Оказалось, что он приехал туда по просьбе французских гимнастов, чтобы провести показательные тренировки. Ему предлагали там выгоднейший контракт. Он отказался, и объяснил мне почему: «Боюсь, что в России дело встанет. Не могу этого допустить». А как поблагодарили его российские спортивные чиновники, увы, известно всем: лишили всех постов, обвинив в олимпийской неудаче. Поистине, что имеют - не хранят!


XS
SM
MD
LG