Ссылки для упрощенного доступа

В Франции обсуждают перспективы президентских выборов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Семен Мирский.



Андрей Шарый: Во Франции широко обсуждаются перспективы скорых президентских выборов в связи с воскресным заявлением нынешнего главы государства. Жак Ширак не собирается в третий раз баллотироваться на пост главы республики. До первого тура президентских выборов во Франции остается чуть больше месяца, второй тур намечен на 6 мая.


Как ожидается, основная борьба на выборах теперь развернется между лидером правящей партии союза "Народное движение" Николя Саркози и социалисткой Сеголен Руаяль, а также лидером центристского союза "За французскую демократию" Франсуа Байру, он заметно прибавил, по последним опросам общественного мнения. Многие эксперты были уверены, что Ширак будет рекомендовать народу Франции голосовать за министра внутренних дел Николя Саркози, однако в своей речи Ширак ни разу его не упомянул. Нынешний президент лишь назвал политика, за которого французам не стоит голосовать, это националист Жан-Мари Ле Пен, соперник Ширака на прошлых президентских выборах.


О новом главе государства говорить пока рано, а вот итоги эпохи Жака Ширака парижские обозреватели уже подвели и подводят до сих пор. Об этом я беседовал с корреспондентом Радио Свобода в Париже Семеном Мирским.


Семен, что говорят французские обозреватели сегодня? Какой оставляет Францию президент Жак Ширак?



Семен Мирский: По мнению, практически единодушному, итог периода правления Ширака, а это, напомню, 12 лет, Ширак был избран на президентский пост в 1995 году, итак, итог нельзя назвать обнадеживающим. Если как в бухгалтерии разделить результаты на актив и пассив, на кредит и дебит, то актив окажется не столь уж значительным. По инициативе Ширака срок президентского мандата был сокращен с семи до пяти лет. Эту меря по существу поддержали здесь все, ибо семилетний мандат действительно слишком долог, фактически беспрецедентен в западных демократиях. В остальном же результаты малоутешительны. Не было проведено сколь-либо, скажем, значительных или существенных реформ, способных вывести Францию из ее летаргического состояния. Темпы экономического роста, если и не замедлились, то не ускорились, и отставание Франции особенно заметно по сравнению с Германией, где особенно после прихода к власти Ангелы Меркель все пошло в гору.


Если же говорить о самых больших проблемах, связанных с периодом правления Ширака, то это, прежде всего, проблемы внутренней безопасности. Францию за этот период не раз и не два потрясали крупные, очень серьезные волнения, иногда создававшие впечатление, что Франция, с ее очень неспокойными пригородами больших городов, в которых находится очень значительная концентрация выходцев из стран Северной Африки, находится чуть ли не на грани гражданской войны. Даже если это впечатление несколько преувеличено, тем не менее, внутренняя безопасность во Франции, мягко говоря, оставляет желать лучшего.



Андрей Шарый: Может быть, речь идет все-таки о традиционном для французских политических обозревателей скепсисе: сначала стране не нравился левый президент Франсуа Миттеран, теперь говорят о неудаче правого президента Жака Ширака. Нет ли тут преувеличений?



Семен Мирский: Конечно, говоря о скепсисе и о хроническом недовольстве президентом, к какой-либо политической семье он ни принадлежал, ваш вопрос вполне оправдан. Тем не менее, 14 лет правления Миттерана, как их называют во Франции не без некоторого умиления "годы Миттерана", были все-таки периодом и экономического роста, и, скажем, сохранения Францией целого ряда ее традиционных позиций на международной сцене. То, что ставится в строку Шираку сегодня, это, что в период его правления роль Франции в мировой политике сильно ослабла.


Конкретный пример. Ливан традиционно считался вотчиной французской внешней политики. Сегодня мы видим, что в Ливане французская дипломатия сдает или уже практически сдала все свои позиции и говорить о каких-то специальных отношениях Франции с Ливаном можно только по инерции, по существу это уже ничего не значит. Общий итог лет правления Ширака во Франции все-таки воспринимается, скорее, негативно.



Андрей Шарый: Очевидно, это одна из причин, по которой и сам Жак Ширак заявил о том, что он не собирается выставлять свою кандидатуру на третий срок. Другая, очевидно, это возраст, ему уже за 70. Видимо и в его штабе понимают, выйти ему на третьи выборы, может быть, будет и не с чем. Тем не менее, столь ли единодушен хор критиков? Все-таки он крупный политик. Вот что такого сделал крупный политик, с чем он войдет в историю Франции?



Семен Мирский: Сегодня Ширак вызывает во Франции, скорее, умиление, чем уважение. Его, скорее, жалеют, чем видят в нем крупного государственного деятеля. Все-таки Ширак - это человек, который не оправдал связанные с ним надежды. Добавлю такой факт: против Ширака возбуждено и не закрыто уголовное дело, связанное с хищением казенных денег, правда, не в период его нахождения в Елисейском дворце, а в предшествовавший период, когда он в течение 18 лет был мэром Парижа. И когда еще существовала надежда на то, что Ширак, возможно, выставит свою кандидатуру на третий президентский срок, то злые языки здесь говорили, поскольку президент пользуется иммунитетом и не может предстать перед судом, то желание Ширака баллотироваться на третий срок - это всего лишь попытка отсрочки неминуемого суда, который рано или поздно состоится. Теперь, когда мы знаем, что Ширак не будет баллотироваться на третий президентский срок, ему предстоит и это.


Что же касается его заявления о том, что он баллотироваться не будет, то причина все-таки та, что он и его советники поняли, что у Ширака не было ни тени надежды пройти, скажем, первый тур голосования.


XS
SM
MD
LG