Ссылки для упрощенного доступа

Рай Кудер: гитарист пустыни, музыкальный археолог


Рай Кудер
Рай Кудер

15 марта американский композитор и гитарист Рай Кудер (Ry Cooder) отметил свое 60-летие. Рай Кудер родился в Калифорнии. Он выдающийся рок-музыкант, журнал Rolling Stone поместил его на восьмое место в списке «Ста самых влиятельных гитаристов в истории современной музыки» (The 100 Greatest Guitarists of All Time).


Рай Кудер известен и как продюсер этнических музыкальных проектов из многих стран, в том числе из Индии, Кубы, Мексики, Северной Африки, с тувинскими мастерами горлового пения. В 1960-70-е годы играл с группой Rolling Stones. Записал около тридцати сольных альбомов, среди которых — The Long Riders (1980), Crossroads (1986), Talking Timbuktu (1994). Его альбом 1979 года Bop Till You Drop — первая в истории дигитальная запись. Автор музыки к десятку фильмов, в том числе — саундтрека к картине Вима Вендерса (Wim Wenders) «Париж, Техас» (Paris, Texas). В конце 1990-х годов сотрудничал с кубинской группой Buena Vista Social Club, о которой снял документальный фильм, номинировавшийся на премию «Оскар» (Oscar Awards). Трехкратный лауреат премии «Грэмми» (Grammy Awards).


Все, кто смотрел «Париж, Техас» Вима Вендерса, никогда не забудут музыки Рая Кудера, созданной для этого фильма. Она преследует нас своей одинокой ноющей нотой. Это — гитара пустыни, нечеловеческих просторов Техаса, где так легко затеряться герою, лишившемуся памяти. За него все помнит музыка, впустившая в себя свое собственное прошлое. Оно-то и волнует Рая Кудера. Критики даже называли его «музыковедом», вкладывая в это понятие куда более широкий, чем принято в Академии, смысл. Изучая музыку прошлого, Кудер реставрируют ее жанры, давая новую жизнь давно отпетому. Пуская его в переработку, Кудер зовет нас воспринимать искусство как одновременное. Исторический подход тут и впрямь теряет смысл: все, что нас трогает, принадлежит не старому, не новому, а вечному.


Увлекшись музыкальной археологией, Кудер часто наталкивается на богатые находками культурные слои своей страны. Так его последний альбом — «Меня зовут Бадди» (My Name Is Buddy) — написан от лица бродячего кота, отправившегося в музыкальное путешествие по довоенной Америке, пораженной Великой депрессией.


География, однако, интересует Кудера не меньше истории. Великий знаток мировой музыки, он без устали расширяет словарь нашего музыкального языка, включая в него экзотические звуки, инструменты, голоса. Пожалуй, наиболее удачным из таких экспериментов стала музыка к вестерну о вожде апачей «Джеронимо» (Geronimo), где использовалось тувинское горловое пение. Успех был столь заметным, что солисты из Тувы теперь нередкие гости Карнеги-холл.


Признаюсь, под конец, что у меня с Кудером свои счеты. Дело в том, что самая пронзительная эмоция, которую удалось донести до меня современной, условно говоря, музыке, — песня «Чан-Чан» (Chan Chan) ветеранов кубинской эстрады из клуба Buena Vista.


Продюсером их опьянившего весь мир альбома был тот самый прославленный гитарист Рай Кудер.


XS
SM
MD
LG