Ссылки для упрощенного доступа

Корреспонденты президента объединились в клуб


Российские граждане, решившие вступить в переписку с гарантом Конституции Владимиром Путиным, пишут ему «письма несчастья»
Российские граждане, решившие вступить в переписку с гарантом Конституции Владимиром Путиным, пишут ему «письма несчастья»

Ежедневно в приемную администрации российского президента поступают тысячи писем от граждан: люди жалуются гаранту Конституции на нарушения своих прав и просят помочь решить их проблемы. Как правило, до самого президента эти письма не доходят: сотрудники администрации переправляют их региональным чиновникам, а то и просто никак на них не реагируют. И вот люди, пишущие президенту Путину, решили объединиться в своеобразный клуб.


Есть в русском городском фольклоре такое понятие «письмо счастья». Перепишешь его много-много раз и будет тебе счастье. Так вот российские граждане, решившие вступить в переписку с гарантом Конституции Владимиром Путиным, пишут ему письма несчастья. Как говорит глава общественного комитета «Гражданской самообороны» Виктор Гущин, каждое такое послание тянет как минимум на очерк в толстом журнале. Пенсионер Александр Волков, жалующийся президенту на нищету. Бывший чиновник из Краснодара Александр Ермоленко, на которого в родном крае завели уголовное дело за нецелевое использование бюджетных средств, а он просто построил 15 котельных, чтобы люди зимой не замерзли. Жители двух домов поселка Октябрьский Люберецкого района. Уже полтора года они живут в домах, но местные власти, исправно взимающие с новоселов плату за жилищно-коммунальные услуги, отказываются их регистрировать. А за 15 тысяч рублей - пожалуйста. Для всех этих людей, прошедших практически все инстанции - прокуратуру, суды, истративших кучу денег на юристов, обращение к Владимиру Путину - это последняя, хотя и призрачная надежда.


«Право каждого обратиться к президенту непосредственно. Существует президентская почта. Там все фиксируется в соответствующих книгах - получение, входящие, исходящие. Но либо это отписки, либо ответов не получается вообще. Любая челобитная, начиная еще со старых времен в России царю-батюшке, как бы оставалась челобитной. В хорошем настроении - удовлетворит, не будет желания заниматься соответствующим - отмахнется или положит в дальний угол стола или под сукно, как это у нас водится.


Мы, конечно, доведем до сведения президента. Есть каналы. Я их проработал. Мы составим сводный пакет и направим, соответственно, с сопроводительным письмом всех инициаторов такую уважительную просьбу президенту рассмотреть эти вопросы и ответить помимо того, что непосредственно вам, еще и нашей структуре. С моей точки зрения, если у нас и происходят позитивные перемены, то только в том направлении, что растет гражданское самосознание, и начинают возникать структуры, которые могут быть отнесены именно к этому сектору формирования гражданского общества», - говорит Виктор Гущин.


Вполне возможно, что люди, пишущие президенту Путину, могут объединиться в общественную организацию. Ее главной задачей станет систематизация писем, отправленных в разное время в Кремль. Их будут слать туда снова и снова, пока российский президент не ответит лично хотя бы на одно послание. Другого решения своих проблем люди просто не видят.


Обращения россиян с жалобами непосредственно к президенту - показатель слабости, если не полного отсутствия в стране гражданского общества. Так считает руководитель отдела Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Это определенная историческая традиция, потому что слой русской бюрократии, который был связующим звеном между высшей властью и народом, всегда рассматривался как враждебная система по отношению к простому жителю, гражданину, подданному. Сила, которая олицетворяла как бы позитивное начало власти, это, конечно, была власть верховная, то есть государь, президент или иная форма верховного правления. Но именно персонофицированность высшей власти, то есть это отчасти и вера в доброго царя, которая была в XVI - XVII веках. Напомню эпизод из русской истории: Павел I специально такой сделал ящичек, в который каждый подданный мог анонимно класть жалобу на действия государственных органов. Даже на рубеже XVIII - XIX веков власть понимала, что защитить население от бюрократии может только сам царь.


В начале 1990-х был заметен такой всплеск обращений людей в суды за защитой своих прав, это период наивысшего подъема общественной активности, когда в силу определенных позитивных или негативных причин в начале оппозиция, а потом и власть должна была востребовать общественную активность для решения каких-то своих задач, связанных с новым этапом государственного строительства. Потом, когда стало ясно, что эти все игры власти в оппозицию добром не закончатся, то власть постепенно начала выводить эту проблематику в виртуальное поле, то есть подменять реальные действия виртуальным сопровождением в печати, в прессе, СМИ и так далее. И стало ясно, что, на самом-то деле, эта активность граждан она власти, по большому счету, не нужна. Потому что она в определенном смысле на местном или на центральном уровне то, что опасна, но она неприятна, доставляет какие-то неудобства. Поэтому опять возникает уже только открытое отторжение бюрократии от большей части населения. Владимир Владимирович воспринимается подспудно, как единственная инстанция, от которой еще можно добиться правды. Это все, кстати, действия того, что гражданское общество в России так до конца и не сложилось».



XS
SM
MD
LG