Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Буш пытается отстоять своего министра юстиции. Российско-иранский разлад может укрепить российско-американские отношения. Американцы становятся жертвой нигерийской аферы


Юрий Жигалкин: Президент Буш пытается отстоять своего министра юстиции. Российско-иранский разлад может укрепить российско-американские отношения. Американцы становятся жертвой нигерийской аферы. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Битва за сохранение на своем посту министра юстиции превращается в одну из главных политических забот президента Буша. Законодатели-демократы считают, что министр должен уйти в отставку, взяв на себя ответственность за увольнение восьми федеральных прокуроров, причиной которого, как утверждают критики, были политические соображения. Президент Буш не намерен отдавать законодателям своего министра.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Вечером во вторник президент Буш заявил, что готов продемонстрировать волю Белого дома к сотрудничеству с Конгрессом в расследовании обстоятельств увольнения восьми федеральных прокуроров в декабре прошлого года.



Джордж Буш: Министр юстиции и руководители министерства дадут показания соответствующим комитетам Конгресса для того, чтобы объяснить, как и по каким причинам принималось решение уволить прокуроров. Мы также открываем Конгрессу беспрецедентный доступ к документам, включая переписку Минюста и Белого дома, по поводу замены восьми из 93-х прокуроров.



Аллан Давыдов: Но при этом президент твердо заявил, что он даст добро на участие государственных служащих в подобных слушаниях, только если они пройдут за закрытыми дверями, без протокола и их участников не заставят давать показания под присягой. Демократов частичная уступка Буша не устраивает, и они могут уже в среду вызвать повесткой на формальные слушания ближайших помощников президента, включая его главного политического стратега Карла Роува. Цель, как не скрывают некоторые сенаторы, - добиться отставки министра юстиции, который, по их словам, отправил в отставку прокуроров по требованию Белого дома, неудовлетворенного некоторыми решениями уволенной восьмерки. Несмотря на то, что у президента есть полное право назначать и увольнять федеральных прокуроров, критики Буша утверждают, что в данном случае прокуроры стали жертвой политической вендетты со стороны Белого Дома. И министр юстиции, по их версии был пособником в этом, а поэтому он должен уйти.


В последнюю неделю Джордж Буш как минимум дважды отвергал эти требования. Почему президент так упорно защищает своего министра? Этот вопрос я задал профессору Университета штата Мичиган Уильяму Аллену.



Уильям Аллен: Для президента очень важно не позволить законодателям подорвать его позиции лидера. Если он поддастся на призыв уволить министра – то обнаружит, что теряет власть. Так что оставаться непреклонным в его собственных интересах. Для него важно, чтобы все знали, кто принимает решения и кто несет ответственность, когда речь идет о ключевых фигурах в его администрации.



Аллан Давыдов: Видный сенатор-демократ Чарльз Шумер считает отставку Гонзалеса делом считанных дней. Судя по всему, президенту будет очень трудно сохранить Гонсалеса на посту министра юстиции...



Уильям Аллен: Трудно потому, что вся эта история широко освещается прессой. В процессе нынешних слушаний на Капитолийском холме по делу об увольнении восьми прокуроров идет не беспристрастное расследование, а публичное медиа-шоу. Сейчас, когда Конгресс в руках оппозиционных Белому дому демократов, они скорее всего сделают такой процесс перманентным, чтобы держать президента в оборонительной позиции в оставшееся до выборов время



Аллан Давыдов: Как считают наблюдатели, битва за министра юстиции может стать одним из определяющих политических событий последнего этапа президентства Джорджа Буша.



Юрий Жигалкин: Российско-иранские трения относительно сооружения ядерного реактора в Бушере могут быть первым предвестником готовности Москвы изменить свои взгляды на ядерное сотрудничество с Тегераном. Так американские наблюдатели и дипломаты отозвались во вторник на сообщение об отъезде из Бушера группы российских специалистов, работавших на строительстве ядерного реактора, и серию противоречивых заявлений о том, что стоит за этим шагом России – финансовые ли разногласия или внезапно возникшее в Кремле чувство тревоги по поводу иранских ядерных замыслов.


Но, как считает содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман, чем бы Москва ни руководствовалась, это позитивный шаг, который может привести к потеплению российско-американских отношений.



Маршалл Голдман: С моей точки зрения, каким бы ни был повод для этого демарша России, - деньги, политические соображения, вопросы безопасности или плохая погода, - если она в самом деле прервала строительство ядерного реактора в Бушере, это можно только приветствовать, потому что такой шаг, возможно, отдалит появление ядерного оружия в руках Тегерана. Я лично склонен трактовать этот шаг как проявление здравомыслия со стороны Москвы. Я хорошо помню, как в сентябре во время встречи с нашей группой западных политологов президент Путин прямо сказал, что он осознает насколько невнятен рубеж между возможностью использования обогащенных ядерных материалов в гражданских и военных целях. Тогда-то и опробовалась идея обогащения иранского урана в России, идея, которую иранцы похоронили на корню. Им явно нужен полный контроль над обогащением ядерного топлива.



Юрий Жигалкин: Иными словами, профессор, вы считаете, что Россия после десяти лет откровенной и скрытой конфронтации с США относительно своего права на ядерную кооперацию с Ираном готова, по сути, признать свою ошибку и совершить фундаментальный стратегический поворот?



Маршалл Голдман: Поводом для отзыва специалистов, конечно, может быть и неоплата Тегераном российских услуг. Совсем не исключено, что это, так сказать, недоразумение, которое будет вскоре разрешено. Однако возможно и то, что Москва, не испытывающая острой финансовой нужды в прибылях от Бушерского проекта, как это было в 90-х годах, решила, что нормальные отношения с Европой и Соединенными Штатами дороже. Тем более что несколько ведущих российских корпораций теряют деньги и контракты из-за американских санкций, введенных в наказание за сотрудничество с Ираном. Так что неуплата Тегераном по своим счетам могла стать удобным поводом для Москвы, чтобы разрешить разом несколько серьезных проблем.



Юрий Жигалкин: В таком случае, следующий логический шаг – согласие России с проектом резолюции ООН, ужесточающей санкции против Ирана?



Маршалл Голдман: Возможно. Тем более что президент Ирана делает заявления, которые могут дать поводы для очень серьезных акций. Даже внутри самого Ирана слышны голоса многих людей, обеспокоенных тем, что их страна превращается в парию благодаря ее собственному президенту.



Юрий Жигалкин: Это был профессор Маршалл Голдман.


Жесткий запрет на курение, судя по всему, гораздо лучшее средство от курения, чем лекарство, гипноз или сила убеждения. И особо эффективно оно действует на женщин. Всего за три года после объявления офисов, ресторанов, баров вдобавок к другим общественным помещениям зоной, запретной для курения, 123 тысячи жительниц Нью-Йорка бросили курить. К изумлению для многих, как считается, непреодолимая тяга затянуться сигаретой во время ужина или за коктейлем оказалась не столь сильна, как нежелание выйти ради нескольких затяжек на улицу. При этом рестораны и другие увеселительные заведения не потеряли клиентуру.


Стереть из памяти кошмары, преследующие многих людей, перенесших катастрофы, могут помочь революционные средства, разрабатываемые американскими учеными. Посттравматический синдром стал, например, одной из серьезнейших проблем для американских ветеранов иракской кампании, многие из которых в течение месяцев и даже лет гражданской жизни остаются жертвами не оставляющих их кошмаров. Цель лекарства, проходящего тестирование, прервать процесс превращения так называемой краткосрочной памяти в долговременную. Но серьезная проблема заключается даже не в эффективности лекарства, которое, судя, по всему, помогает стирать из памяти тяжелые воспоминания, а в сомнительности права ученых на вторжение в деликатный процесс высшей нервной деятельности. Некоторые специалисты предупреждают, что, манипулируя с человеческой памятью, ученые могут выпустить джинна из бутылки, дав в руки врачам инструменты для программирования мозга.


Нигерийская афера – в таком сомнительном контексте замелькало в последнее дни в американской прессе название крупнейшей африканской страны. Интернетные жулики из Нигерии, по словам, американских правоохранительных служб, представляют сейчас, возможно, самую серьезную угрозу для доверчивых американцев.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: В первую десятку интернетных обманов входит «нигерийская схема», она же – «Афера 419». По ней успешно облапошивают массу людей уже более 10 лет. Некий иностранец, который может назваться генералом из Нигерии, сообщает вам по электронной почте, что хочет вытащить миллионы со своего счёта в Нигерии и положить на иностранный счёт. Он просит вашей помощи и обещает за это поделиться с вами частью своего состояния. Вы сообщаете свой банковский счёт, на который «нигериец» должен перечислить деньги...


На эту удочку попадаются не только люди безграмотные и наивные. В штате Мичигане в «нигерийскую паутину» попал казначей округа Алкона с 14-летним стажем на этом посту Томас Катона, который послал жуликам не только свои собственные деньги, но и 1 миллион 200 тысяч долларов из казны округа. Ему предъявлены обвинения в казнокрадстве и отправили в камеру предварительного заключения.


Сержант полиции Стив Харшбергер говорит…



Стив Харшбергер: Шансов вернуть эти деньги никаких. Материалы по делу сложены в стопку высотой более метра, и она продолжает расти. 56-летний казначей хотел побыстрее разбогатеть. Он рассказывал своим друзьям, что ожидает получения от одного миллиона долларов до четырех на свои капиталовложения, что уйдёт на пенсию и жизнь станет прекрасной. «Как только мой корабль придёт, - повторял он, - я уволюсь и начну жить».



Ян Рунов: Теперь бывший казначей Томас Катона ждёт своего корабля в тюрьме. Он наполовину жертва преступления. Не часто, но всё же попадаются и сами жулики. Так 2 марта во Флориде были арестованы двое, специализировавшихся на «нигерийской схеме». Один из этой пары – гражданин Нигерии Адентиджу Идоу, 41 года, ключевой организатор «нигерийского спама» в Южной Флориде. В среднем, при помощи Интернета он воровал по 2-3 миллиона в год в течение 15 лет.


Люди, не лишённые здравого смысла, знают, что делать с так называемыми «электронными письмами из Нигерии».



Жительница США: Мы получаем такие письма. Когда получили первый раз, мы с моим мужем очень смеялись. А потом стёрли письмо. В это нельзя верить.



Ян Рунов: Помощник окружного прокурора Бруклина советует не верить, когда обещают лёгкие деньги.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


Звуки ретро в британской интерпретации явно захватывают американскую аудиторию. Американские критики с восторгом встретили только что вышедший в США второй диск 23-летней Эми Уайнхаус « Back to black ». Песня «Ты знаешь, я не столь хороша»…


XS
SM
MD
LG