Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Алексей Власов: обращения россиян с жалобами непосредственно к президенту - показатель слабости гражданского общества


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Никита Татарский: Обращения россиян с жалобами непосредственно к президенту - показатель слабости, если не полного отсутствия в стране гражданского общества. Так считает руководитель отдела Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Интервью с ним записала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Алексей Власов : Это определенная историческая традиция, потому что слой русской бюрократии, который был связующим звеном между высшей властью и народом, всегда рассматривался как враждебная система по отношению к простому жителю, гражданину, подданному. Сила, которая олицетворяла как бы позитивное начало власти, это, конечно, была власть верховная, то есть государь, президент или иная форма верховного правления. Но именно персонофицированность высшей власти, то есть это отчасти и вера в доброго царя в свое время, которая была в XVI - XVII веках. И даже напомню такой эпизод из русской истории, когда Павел I специально такой сделал ящичек, в который каждый подданный мог анонимно класть жалобу на действия государственных органов. Даже на рубеже XVIII - XIX веков власть понимала, что защитить население от бюрократии может только сам царь.



Марьяна Торочешникова : Но, тем не менее, сейчас-то мы все-таки ушли дальше от рубежа XVII - XVIII веков. В начале 90-х, во всяком случае, был заметен такой всплеск обращений людей в суды за защитой своих прав. Теперь люди параллельно, обращаясь в суд, все-таки для подстраховки пишут президенту. Почему?



Алексей Власов : Этот вопрос связан с состоянием общественного сознания в России в начале XXI века. Вы правильно сказали, что начало 90-х годов - это период наивысшего подъема общественной активности, когда в силу определенных позитивных или негативных причин в начале оппозиция, а потом и власть должна была востребовать общественную активность для решения каких-то своих задач, связанных с новым этапом государственного строительства. А потом, когда стало ясно, что эти все игры власти в оппозицию добром не закончатся, то власть постепенно начала выводить эту проблематику в виртуальное поле, то есть подменять реальные действия виртуальным сопровождением в печати, в прессе, СМИ и так далее. И стало ясно, что, на самом-то деле, эта активность граждан она власти, по большому счету, не нужна. Потому что она в определенном смысле на местном или на центральном уровне то, что опасна, но она неприятна, доставляет какие-то неудобства. Поэтому опять возникает уже только открытое отторжение бюрократии от большей части населения. Опять, допустим, данная конкретная ситуация, Владимир Владимирович воспринимается подспудно, как единственная инстанция, от которой еще можно добиться правды. Это все, кстати, действия того, что гражданское общество в России так до конца и не сложилось.


XS
SM
MD
LG