Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге открывается международный экологический форум "Дни балтийского моря"


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Андрей Шароградский : В Петербурге открывается международный экологический форум "Дни балтийского моря". У стран балтийского региона разные энергетические стратегии: одни сворачивают развитие ядерной энергетики, другие наращивают ее мощности. Одна из задач нынешнего форума в Петербурге - это выработка единой энергетической стратегии в балтийском регионе. Из Петербурга передает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Политика стран балтийского региона в отношении ядерной энергетики совершенно разная. Так Швеция и Германия закрывают свои атомные станции, а Россия собирается строить новые. Экологи обращают внимание на то, что запад Балтийского моря постепенно освобождается от рисков, связанных с работой атомных станций, но эти риски переносятся на восток. Сами атомщики утверждают, что никакой повышенной опасности здесь нет. Говорит председатель ядерного общества Северо-Запада России Владимир Лебедев.



Владимир Лебедев : Абсолютной безопасности не бывает. Все сложные современные, особенно, энергетические технологии сопровождаются определенным риском. Но, тем не менее, я считаю, что атомная энергетика из всех энергетических технологий является одной из самых безопасных и вот почему. Чернобыльская авария заставила ядерщиков со всем по-другому взглянуть на проблемы обеспечения безопасности. Впервые в нашем обществе появилось такое понятие "культура безопасности". Это значит, что любой человек, каждый специалист, который работает на атомной станции или на другом ядерном или радиационном опасном объекте, должен воспринять через себя всю проблему обеспечения безопасности, свою личную ответственность за безопасность.



Татьяна Вольтская : Какие-то новые законы приняты?



Владимир Лебедев : Вопросы безопасности отражены практически в любом законе или норме, которые связаны с ядерной энергетикой. Например, Закон "Об использовании атомной энергии". Там впрямую сказано, что атомная энергетика может иметь место тогда, когда обеспечивается ее безопасность. Для всех организаций, которые эксплуатируют ядерно-радиационно опасные объекты, вопрос безопасности является наиглавнейшим. Многие нормы и правила ужесточены. Более того, вновь создаваемые блоки атомных электростанций уже строятся совершенно по другим нормам, более жестким.



Татьяна Вольтская : С Владимиром Лебедевым не согласен председатель совета организации "Зеленый мир" Олег Бодров, который считает, что риски связаны не только с аварийными ситуациями, но и с возможными инцидентами с отработавшим ядерным топливом.



Олег Бодров : Любая безопасная атомная станция производит отработавшее ядерное топливо. И нигде в мире эта проблема не решена. И вот сейчас на берегу Балтики в бассейнах рядом с Ленинградской атомной станцией сконцентрировано 50 Чернобылей - столько радиоактивности накопилось за 30 лет работы атомной станции. И каких-то решений этой проблемы не существует.



Татьяна Вольтская : Есть, правда, предложение перевезти это топливо с берегов Балтики на берега Енисея, но это Олег Бодров считает неприемлемым.



Олег Бодров : Там свои проблемы такие же могут возникнуть, как и у нас.



Татьяна Вольтская : Хранить особо ядовитые элементы, изолируя их от всего живого, придется многие тысячи лет, напоминает Олег Бодров. Естественно, что петербуржцев сегодня волнует готовящееся строительство ЛАЭС-2 в Сосновом Бору. Владимир Лебедев уверен, что ЛАЭС-2 будет совершенно безопасной.



Владимир Лебедев : Эта станция проектируется, и будет строиться уже по совсем другим требованиям и законодательным актам, по которым строилась ЛАЭС-1. ЛАЭС-2 - это принципиально другой тип реакторов. Если РБМК - это реакторы, как говорят, чернобыльского типа, это уран-графитовые реакторы, здесь водоводяные реакторы. Сейчас накоплен колоссальный опыт проектирования, эксплуатации таких вот реакторов. Они безопасней, во-первых, с точки зрения тех физических принципов, которые заложены в принцип действия. Второе - это реакторы корпусного типа, то есть имеет место еще дополнительные барьеры безопасности.



Татьяна Вольтская : Все это совсем не так безопасно, считает Олег Бодров. Он обращает внимание на то, что примерно столько же энергии, сколько на ЛАЭС, производится на тепловых станциях, сжигающих газ.



Олег Бодров : Так вот, если коэффициент полезного действия изменить на этих станциях, то при том же расходе газа мы сможем производить в 1,7 раза больше энергии, чем сейчас это делаем. Это покроет те мощности, которые предполагается создать с помощью атомной энергетики.



Татьяна Вольтская : А резервы экономии энергии на Северо-Западе России составляют 40 процентов. Так что, если всерьез этим заняться, новых атомных станций строить не придется, говорит Олег Бодров.


XS
SM
MD
LG