Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американский Центральный банк провоцирует эйфорию на Уолл-стрит. Триумфальное возвращение бывшего вице-президента на Капитолийский холм. Лекарство или средство для манипулирования личностью


Юрий Жигалкин: Американский Центральный банк провоцирует эйфорию на Уолл-стрит. Триумфальное возвращение бывшего вице-президента на Капитолийский холм. Лекарство или средство для манипулирования личностью? Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Отсутствия лишь одного предложения в заявлении совета управляющих американской федеральной резервной системой, сделанного в среду, оказалось достаточно, чтобы вызвать эйфорию на Уолл-стрит. Решив оставить неизменной процентную ставку, под которую выдаются коммерческие кредиты, что ожидалось, американский Центральный банк не включил в заявление фразу, как это было прежде, о том, что он может повысить процент на следующем заседании. Трактовка инвесторов: Центральный банк готов в будущем снизить ставку, удешевить кредит, что обещает экономике, а следовательно и фондовым биржам, хорошие времена.


Стоит ли из этого сделать вывод, что со страхами, вызвавшими крупные потрясения на финансовых рынках, покончено? Вопрос профессору экономики, сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму.



Михаил Бернштам: Это были не страхи, это была реакция на то, что паевые фонды и пенсионные фонды потеряли деньги в Китае. Когда они потеряли деньги в Китае, они должны были продать свои акции в Америке, чтобы платить по долгам из-за падения своих активов в Китае. Поэтому это была как бы такая техническая отдача: ружье стреляет и отдает в плечо.



Юрий Жигалкин: Но ведь многие аналитики говорят, что это могло быть отражением, так сказать, более серьезной тревоги – тревоги относительно общего состояния глобальной экономики. Экономический рост замедляется, а недавние показатели инфляции увеличиваются.



Михаил Бернштам: Рынкам свойственно нервничать, но оснований таких фундаментальных для беспокойств о мировой экономике, о глобальном экономическом росте оснований нет. Мировая экономика растет стабильно, все прогнозы, в общем-то, уверенные. В отдельных регионах мира могут быть проблемы, но в Китае все равно продолжается 10-процентный рост в экономике, Америка, в общем, будет расти на 3 процента. Некоторые опасения вызывает сейчас Германия и вообще страны Западной Европы, где снижается экономический рост. Но в целом мировая экономика здорова.



Юрий Жигалкин: Профессор, а что может ждать Россию с ее зависимостью от цен на нефть? Ведь российские финансовые рынки тряхнуло в последние недели крепче, чем рынки других стран.



Михаил Бернштам: Вот сейчас нефть примерно стабилизировалась вокруг 60 долларов, тенденция ниже, чем она была, скажем, год назад. Сейчас вступил в действие очень важный фактор, на который недостаточно обращают внимание, - это то, что США как крупнейший потребитель энергии договорились с Бразилией о снижении тарифов на поставки биологического топлива. Бразилия делает этанол из сахарного тростника. Американцы пытались тоже делать этанол из кукурузы, но это очень дорого, а из сахарного тростника это довольно дешево. Поэтому какая-то часть горючего для автомобилей будет замещаться. И если американцы снизят тариф, то понизится давление на цены на внутреннем рынке американском, что повлияет на все мировые цены на нефть, и они пойдут вниз.



Юрий Жигалкин: Профессор Михаил Бернштам комментировал решение американского центрального банка не повышать кредитную ставку.


Последний раз он появился в этом зале более шести лет назад для того, чтобы формально признать свое поражение на президентских выборах, покидал он его в глазах многих списанным со счетов политиком. В среду Эл Гор вступил в зал заседаний Конгресса триумфатором, освященный ореолом всемирной знаменитости, символа природоохранного движения. Бывшие коллеги пригласили бывшего сенатора и вице-президента, автора фильма получившего Оскар на слушания о борьбе со всемирным потеплением.


Слово – Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Альберт Гор призвал республиканцев и демократов забыть межпартийные разногласия и рассматривать глобальное потепление прежде всего как моральную проблему. Он назвал состояние Земли «бедой планетарного масштаба».



Альберт Гор: У планеты – жар. Если ваш ребенок в лихорадке и доктор настаивает на медицинском вмешательстве – вы не верите экспертам, которые не считают высокую температуру проблемой. Если детская колыбель в огне – вы не предполагаете, что младенец воспользуется огнетушителем. Вы действуете.



Аллан Давыдов: На слушаниях по глобальному потеплению в Конгрессе Гор пытался убедить американских законодателей в необходимости принять законодательство, ограничивающее индустриальные выбросы углекислого газа нынешнем уровнем, объявить мораторий на сооружение тепловых станций, выделяющих парниковые газы и ввести налог на углеродные выбросы.


Посвятивший себя природоохранной деятельности после проигрыша Джорджу Бушу президентских выборов в 2000 году, Альберт Гор считает глобальное потепление исключительно результатом человеческой деятельности. С ним согласны не все ученые, считающие феномен потепления малоизученным. Некоторые эксперты видят в активной природоохранной деятельности Гора, частности, в его нашумевшем документальном фильме «Неудобная правда», политический подтекст, направленный против республиканцев.


Говорит Марлоу Льюис, старший сотрудник вашингтонского Института конкурентного предпринимательства.



Марлоу Льюис: Мне кажется, Гор сделал глобальное потепление центром всеобщего внимания в политических интересах своих сподвижников. Его «Неудобная правда» - не только самый высокоприбыльный документальный фильм в истории, но и, возможно, наиболее политически влиятельный. Я не исключаю, что после триумфального визита Эла Гора на Капитолийский холм может быть принято законодательство в духе Киотского протокола, что удорожает энергию и сделает ее недоступной для многих американцев. Фильм Гора, придавший заявлениям бывшего вице-президента особый вес, заявлен как объективный, неполитический, деидеологизированный документ, но в действительности метафорически отражает точку зрения экологических паникеров, сторонников мер, которые способны посадить наше общество на энергетический паёк. Можно привести много примеров, когда Гор затеняет и даже искажает смысл свидетельств, которые он цитирует.



Аллан Давыдов: Дискуссия вокруг фильма Гора не помешала ему встретить заметно теплый прием среди законодателей от обеих партий. Если не считать сарказма сенатора-республиканца Джеймса Инхоффа, напомнившего, что семья Гора слишком расточительно потребляет электричество в быту. Бывший вице-президент заверил оппонента, что покупает кредиты за энергетический перерасход .



Юрий Жигалкин: К более решительным и дерзким мерам прибегли в среду американские противники иракской войны. Два десятка активистов антивоенного движения оккупировали капитолийский офис конгрессмена-демократа Криса Вэн Холлэна, руководителя одного из ключевых комитетов Палаты представителей, и в течение восьми часов митинговали в кабинете конгрессмена, развесив на стенах фотографии погибших солдат, выкликивая их имена и читая стихи, посвященные их памяти. Самого конгрессмена в офисе не было, а его помощники не рискнули указать на дверь демонстрантам, которые являются избирателями. Конгрессмен Вэн Холлэн вызвал негодование пацифистов своей поддержкой законопроекта о финансировании действий американских войск в Ираке. Поздно вечером активисты покинули офис конгрессмена, пообещав в будущем навестить некоторых из его коллег.


Необычные обвинения в причастности к терроризму были предъявлены в среду бывшему матросу американского военно-морского флота. Согласно прокуратуре Хасан Абуджихаад, уволившийся с флота два года назад, во время службы на ракетном эсминце вел оживленную интернетную переписку с одним из членов «Аль-Каиды». Среди прочего военнослужащий передал «аль-каидовцу» секретную информацию о планах прохода американской морской ударной группы через Ормузский пролив, американские корабли в то время готовились к удару по базам Аль Кайды и Талибана. Американский военнослужащий, якобы, обсуждал способы нанесения наиболее ощутимого удара по американским кораблям. В случае признания виновным обвиняемому грозит двадцать пять лет тюрьмы.


Что испытывают в одном из интереснейших экспериментов американские ученые – лекарство от трагических воспоминаний или средство для манипулирования человеческой личностью? Такой вопрос задают некоторые эксперты, озабоченные явно успешными работами по созданию лекарства, которое может стереть из памяти кошмары.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: «Я бы принял такое лекарство без всяких колебаний», - говорит Майкл Уолкотт, участник войны в Ираке. После возвращения домой он уже два года страдает пост травматическим стрессовым расстройством, принимает антидепрессанты, прошёл курс групповой психотерапии, но всё это ему мало помогает. Таких, как Майкл Уолкотт, довольно много. По данным статистики, каждый восьмой солдат, прошедший иракскую войну, страдает от посттравматического стресса. Это и ночные кошмары, и бессонница, и неспособность концентрироваться, и беспричинная раздражительность, и ощущение собственной ненужности...


Почему болезненные, травмирующие психику события прошлого у одних людей исчезают из памяти, а у других нет? Наука пока не находит ответа на этот вопрос. Однако, изучая пути превращения краткосрочной памяти в долгосрочную, исследователи обнаружили, что этот процесс можно прервать определёнными лекарствами. Речь, в частности, идёт о таком лекарственном препарате как пропранолол, которым лечат высокое кровяное давление. Оно же понижает уровень адреналина, что сделало это лекарство популярным у актёров, не умеющих справиться с боязнью сцены. А теперь учёные обнаружили, что пропранолол действует и на память. По мнению психолога из Научного неврологического центра при Нью-Йоркском университете Джозефа Леду, память уязвима и управляема. С помощью лекарств её можно усилить или ослабить.


Некоторые специалисты обеспокоены возможными негативными последствиями такого вмешательства в работу памяти. Среди них - нью-йоркский психолог и специалист по проблемам памяти Фрэнк Фелбербаум.



Фрэнк Фелбербаум: Я верю, что мозг это ассоциативный механизм, суть работы которого связывать информационные блоки в единую цепь. Каждый человек за свою жизнь переживает горестные моменты. Если человек чувствует себя только счастливым, он либо психически болен, либо зомбирован. Убирая искусственно из памяти одно, даже травмирующее звено, можно нанести другую, ещё большую травму. Для меня лично это неприемлемо.



Ян Рунов: В Вашингтоне пока не выработано единое мнение по этому вопросу. Национальный институт здоровоохранения выделил средства на некоторые эксперименты с пропранололом для лечения пост травматического стрессового расстройства. А Совет по биоэтике при президенте США осудил эксперименты по управлению человеческой памятью.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Ян Рунов.


XS
SM
MD
LG