Ссылки для упрощенного доступа

Санкции против Ирана: запрет на займы и экспорт оружия


Перед поездкой в Нью-Йорк президент Ирана опробовал свои тезисы на соотечественниках. Выступление в Йезде
Перед поездкой в Нью-Йорк президент Ирана опробовал свои тезисы на соотечественниках. Выступление в Йезде

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад сегодня может выступить в Совете Безопасности ООН. Его выступление пройдет в рамках обсуждения Советом резолюции о введении дополнительных ограничений в отношении этой страны. Вопреки требованиям международного сообщества Тегеран оказывается сворачивать программу обогащения урана.


Наблюдатели сходятся во мнении, что содержание поправок, внесенных в проект резолюции по Ирану, и исход голосования по резолюции во многом будут зависеть от содержания сегодняшней речи Махмуда Ахмадинеджада в СБ. После вчерашнего заседания Совета посол Великобритании в ООН Эмир Джонс Перри так определил принципы, на которых строится обсуждение: «Что совершенно очевидно, и с чем согласны все - Иран не соблюдает обязательства, наложенные на него Советом Безопасности. Мы считаем, что было бы абсолютно неправильным в ответ на сложившую ситуацию сказать: "Кстати, мы теперь отменяем обязательства, касающиеся Ирана". Это было бы совершенно неправильным. Наш подход базируется на постепенном увеличении давления, пропорциональном увеличении этого давления. Но все еще можно вернуть назад».


Заместитель постоянного представителя США при ООН Алехандро Вольф рассказал о некоторых деталях ведущихся в СБ дебатов: «Три страны - члена Совета высказали свои предложения по поправкам. Мы уже провели их короткое обсуждение. Мы дали понять, что рассматриваем их с точки зрения соответствия принципам, заложенным в предыдущих резолюциях 1673 и 1696. Единодушное голосование всегда было важно для нас, но очевидно, что содержание резолюции не менее важно».


Многие члены СБ настаивают на скорейшем принятии резолюции. Посол Франции в ООН Жан-Марк де ла Саблиэр, в частности, выразил желание, чтобы резолюция была принята до конца этой недели.


Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи на этой неделе вновь категорически отверг требования международного сообщества: «Я объясняю им (инициаторам введения санкций – РС), что ядерные разработки Ирана никак не противоречат международным законам. Но если большие державы через Совет Безопасности предпринимают абсолютно незаконные акции и игнорируют права Ирана, то мы также можем заниматься незаконной деятельностью. И мы будем делать это!»


Россия дает понять, что не поддержит санкции, если они будут «чрезмерно жесткими».


В последние недели появилась новая информации о разногласиях между Тегераном и Москвой вокруг сооружения АЭС в Бушере. А это породило предположения о том, что Москва намеренно затягивает введение станции в строй – пока не прояснились подлинные намерения США в отношении Тегерана. МИД РФ опровергает такие утверждения. Однако эксперты не исключают, что отношение российского руководства к действиям Тегерана действительно претерпело изменения. Содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман в интервью Радио Свобода так прокомментировал сокращение числа российских специалистов, работающих в Бушере (в сооружающей станцию компании «Атомстройэкспорт» отмечают, что происходит плановая ротация рабочих групп):


- Я склонен трактовать этот шаг как проявление здравомыслия со стороны России. Я хорошо помню, как в сентябре во время встречи с группой западных политологов с моим участием президент [Владимир] Путин прямо сказал, что осознает, насколько зыбок рубеж между возможностью использования ядерных материалов в гражданских и военных целях. Тогда-то и была опробована идея обогащения иранского урана в России – ее иранцы похоронили на корню. Им явно нужен полный контроль над процессом обогащения.


- Поводом для отзыва специалистов, конечно, может быть и неоплата Тегераном российских услуг. Совсем не исключено, что это «недоразумение» будет вскоре разрешено. Однако возможно и то, что Москва, не испытывающая острой финансовой нужды в прибылях от Бушерского проекта, решила, что нормальные отношения с Европой и Соединенными Штатами ей дороже. Тем более что несколько ведущих российских корпораций теряют деньги и контракты из-за американских санкций, введенных в наказание за сотрудничество с Ираном.


В новом проекте резолюции СБ ООН по Ирану предлагается наложить запрет на экспорт иранского оружия, а также содержится призыв ко всем странам ограничить торговые отношения с Тегераном на добровольной основе, и расширяется список иранских компаний и физических лиц, финансовые операции и зарубежные передвижения которых подлежат ограничению.


XS
SM
MD
LG