Ссылки для упрощенного доступа

Российские заповедники могут лишиться последней защиты


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский : Российские заповедники могут лишиться последней защиты. По данным экологов, правительство собирается принять закон, по которому инспекторы, работающие в заповедниках, больше не смогут штрафовать нарушителей. Это сделает их работу бессмысленной и предоставит полную свободу действий браконьерам, считают эксперты. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Российское министерство юстиции предлагает внести изменения в Кодекс об административных нарушениях. По замыслу чиновников, теперь штрафовать нарушителей в заповедниках должны будут не инспекторы, а сотрудники территориальных отделений Росприроднадзора или районные суды. Казалось бы, какая разница, кто и где накажет нарушителя? Но на практике может получиться, что инспектор, поймавший нарушителя, просто физически не сможет добраться до ближайшего отделения Росприроднадзора или суда - большинство российских заповедников расположены в малонаселенных и труднодоступных районах, в сотнях, а то и в тысячах километрах от ближайших населенных пунктов. Это может привести к тому, что протоколы о нарушениях не будут рассмотрены в положенные по закону сроки, и браконьеры смогут избежать наказания. О том, почему вдруг Минюст решил изменить существующую схему, рассуждает Михаил Крейндлин из российского отделения «Гринпис».



Михаил Крейндлин: Я не думаю, чтобы речь шла о какой-то выгоде, пустить кого-то в заповедник, я думаю, что просто те, кто готовит эти законы, они совершенно не представляют себе специфику работы контрольных органов по охране природы или не хотят представлять, то есть их эти вопросы просто не волнуют. Отразиться это может очень плачевно, потому что представьте себе какой-нибудь большой заповедник в какой-нибудь отдаленном или не очень отдаленном районе… Были случаи, когда инспектора Алтайского заповедника 40 дней находились где-то в поле без всякой связи и при этом задерживали там нарушителей. Сейчас, скажем, если замдиректора заповедника присутствует в оперативной группе, он практически там, на месте, может рассмотреть это дело, вынести постановление, и, по крайней мере, есть высокий шанс, что нарушитель понесет какую-то ответственность. А так, если будут реализованы эти предложения Минюста, все материалы по нарушениям инспектора заповедника будут вынуждены направлять либо в Росприроднадзор, либо в суды. Кодексом установлены сроки направления этих материалов - сутки и сроки рассмотрения дел - 15 суток. В очень многих ситуациях нарушители будут просто чисто административно уходить от ответственности. Я уверен, что это просто такая дурь, люди, которые это пишут, совершенно не хотят понять специфику работы природоохранных служб. Там есть еще важная материальная составляющая. По закону об особо охраняемых природных территориях и Бюджетному кодексу сейчас штрафы, которые получены по постановлению, наложенному директорами заповедников и национальных парков, идут в сами заповедники и являются внебюджетными средствами. Для некоторых заповедников это достаточно серьезный источник дополнительных средств, потому что понятно, что сейчас бюджетное финансирование процентов на 60 максимум. А это, кстати, для многих инспекторов еще достаточный материальный стимул для работы, потому что в основном зарплаты у них очень низкие, ну, дивная тарифная сетка, о чем там можно говорить. Но при этом в некоторых заповедниках, правда, не во всех, директора устанавливают премии работникам заповедников по результатам их работы. Если они этого лишатся, это просто скажется еще и психологически на качестве работы. Мы уже по этому поводу написали всякие бумаги. Сейчас, насколько нам известно, наши коллеги из Всемирного фонда дикой природы пытаются организовать обращение Общественной палаты в Минюст с требованием, чтобы они внесли изменения в этот закон, МПР в данном случае нас поддерживает.



Любовь Чижова: О том, с какими нарушениями чаще всего сталкиваются инспекторы в заповедниках, мне рассказал Анатолий Щеколодкин, который много лет проработал в оперативной группе по охране национального парка «Самарская лука» и Присурского заповедника в Чувашии…



Анатолий Щеколодкин: Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях вообще запрещено нахождение на территории заповедника посторонним лицам за исключением, разумеется, сотрудников заповедника, либо чиновников вышестоящего федерального органа. Все остальные граждане, если они по воле случая, либо умышленно оказались на территории заповедника, автоматически становятся правонарушителями. Ну и конечно же, на территорию заповедника забредают браконьеры за дичью, браконьеры за крупными животными, браконьеры за редкими и ценными животными в связи с этим, браконьеры, которые намерены половить рыбку.



Любовь Чижова: Анатолий, как вы раньше реагировали на все эти нарушения, как сотрудник национального парка, и что будет сейчас?



Анатолий Щеколодкин: Мы - оперативная группа, либо инспектора, которые непосредственно работают в обходах заповедника - обладали и обладают в настоящее время статусом государственных инспекторов этой Госспецинспекции. Это не только составление протокола в случае выявления нарушения режима особой охраны заповедника или национального парка, но и целый ряд мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Что это такое? Это, во-первых, право на изъятие орудия совершения правонарушения, то есть орудия незаконного природопользования, право на осуществление досмотра, как личного досмотра правонарушителей, так и досмотра транспортных средств.


Кроме того, законом об особо охраняемых природных территориях инспектора Госспецинспекции по охране территорий заповедников и национальных парков наделены правом ношения и применения в предусмотренных законом случаях служебного огнестрельного оружия, применение физической силы, спецсредств и служебных собак в случае, если, конечно, опять-таки, по закону возникла такая необходимость. Что же будет? Остается только предполагать, но, видимо, кому-то из руководителей территориальных органов Росприроднадзора очень захотелось порулить заповедниками и в особенности национальными парками. Ведь после недавних изменений, внесенных в федеральных закон об особо охраняемых природных территориях, на территории национальных парков разрешена активная хозяйственная деятельность, связанная с рекреационным, спортивным и туристическим использованием территорий национальных парков.


Понятно, что господа предприниматели и те лица, которые будут заниматься этой деятельностью, этим строительством, наверняка будут совершать нарушения. Понятно, что в этом случае лица, которые будут уполномочены рассматривать дела о подобного рода правонарушениях, должны быть под большим контролем властей, нежели директора национальных парков, которые зачастую живут непосредственно в национальных парках, живут проблемами этих национальных парков.



Любовь Чижова: Защитники природы уверены в бессмысленности предложений Минюста: они считают, что российские чиновники просто не представляют, к чему могут привести их инициативы. В этом году исполняется 90 лет российской заповедной системе - и экологи очень надеются, что этот год не станет годом ее полного исчезновения.




XS
SM
MD
LG