Ссылки для упрощенного доступа

Госдума России рассмотрела в первом чтении законопроект о создании Следственного комитета


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый : Сегодня Государственная Дума России рассмотрела в первом чтении законопроект, предполагающий создание Следственного комитета. С документом, вносящим поправки в Закон "О прокуратуре", уже знакомы известные юристы и политики. Их мнение по поводу юридических новаций выясняла Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова : Активно обсуждать эту идею начали вместе с утверждением концепции судебной реформы в 1993 году. В свое время "Яблоко", участвовавшее тогда в работе российского парламента, внесло в Думу законопроект о Федеральной службе расследований, этакий аналог американского ФБР, адаптированный к российским реалиям. Однако этот проект заглох, и Дума вернулась к вопросу только теперь.


Авторы закона предлагаю создать Следственный комитет прокуратуры Российской Федерации, в состав которого войдут также следственные управления прокуратур субъектов Российской Федерации и других специализированных прокуратур, военных следственных управлений, военных прокуратур, следственных управлений прокуратур городов и районов. Прокуроров при этом освободят от ряда уголовно-процессуальных действий, в том числе полномочий по возбуждению уголовного дела. Руководить этой структурой будет первый заместитель Генпрокурора, назначенный Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.


Теперь юридическое сообщество недоумевает - для чего понадобились подобные перемены. Ведь ни о какой независимости следствия при таком раскладе и речи быть не может. А руководитель новой структуры вообще попадает в парадоксальную ситуацию. Говорит член Независимого экспертно-правового совета Юрий Костанов.



Юрий Костанов : Выделение Следственного комитета в самостоятельное ведомство с этих позиций очень хорошо, если только выделяют всех следователей и всех объединяют - убирают из всех ведомств и объединяют в этом комитете. Включение же в его организационно все равно в прокуратуру - это просто нелепость. Как можно главу Следственного комитета одновременно сделать замом Генерального прокурора и в то же время лишить его процессуальных полномочий. Зачем его там сохранять?! Если организационно их выделяют, так пусть уж выделяют до конца. Нельзя овраг перепрыгнуть в три приема. Нужно сразу это делать.



Марьяна Торочешникова : Бывший помощник Генпрокурора Советского Союза, депутат Государственной Думы Виктор Илюхин возмущен теми новеллами законопроекта, которые ограничивают надзорную функцию прокуроров. С его точки зрения, создаваемая следственная структура, лишенная надзора, не станет менее коррупционной, как предполагают авторы законопроекта. Напротив:



Виктор Илюхин : За этой ширмой происходят более, я бы сказал, разрушительные процессы, чем само создание Следственного комитета. Одновременно определяя наличие Следственного комитета, авторы законопроекта существенно меняют все Уголовно-процессуальное законодательство. В первую очередь у прокуроров отбирают право отменить любые незаконные решения органа дознания и предварительного расследования. У прокурора отбирают право возбуждения уголовного дела, у прокурора отбирают право отмены постановления, незаконного постановления, о прекращении уголовного дела. Тогда возникает вопрос - а в чем суть-то тогда прокурорского надзора? Из него хотят сделать бумажного какого-то тигра.



Марьяна Торочешникова : Становится, более или менее, понятно, что вместе с новым законом могут потерять прокуроры, но совершенно неясно, что получат следователи. Впрочем, по мнению президента Адвокатской палаты Москвы Генри Резника, никаких существенных изменений в работе следствия с принятием этого законопроекта не произойдет.



Генри Резник : Вообще, эти все разговоры о создании Следственного комитета единого идут не один десяток лет. Имелось в виду, что должна создаваться структура, отделенная как от прокурорского надзора, так и от оперативно-розыскной функции. Но создание центра, который вроде как должен быть независимым по идее, в рамках прокурорского ведомства мне представляется абсолютно нереалистичным. Дело в том, что прокурорская система построена централизовано, где нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Наверху Генеральный прокурор.


И сейчас в рамках Генпрокуратуру имеется следственная часть. Что, это будет переименовано как центр? И что? Этот руководитель центра в таком случае будет независим от самого Генерального прокурора? Это просто не вписывается в построение прокуратуры.



Марьяна Торочешникова : Законопроект прошел только первое чтение. И у депутатов еще есть возможность внести в него поправки. Однако концепция закона вряд ли изменится.




XS
SM
MD
LG