Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Российско-китайские связи в глобальном контексте. США предупреждают Иран. Американские города пытаются увековечить память о погибших в Ираке



Юрий Жигалкин: Российско-китайские связи в глобальном контексте. США предупреждают Иран. Американские города пытаются увековечить память о погибших в Ираке. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке», у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.


Китай пытается гарантировать себе доступ к российским энергетическим источникам. Такой аспект российско-китайской встречи в верхах выделяют американские наблюдатели. Глобальная кампания, развернутая Китаем в последние годы с целью взять в свои руки контроль за частью мировых запасов нефти, вызывает тревожное внимание в Соединенных Штатах и других развитых странах. Они нервничают по поводу появления на энергетическом рынке конкурента с разгорающимся аппетитом. Совсем недавно президент Китая заключил серию соглашений о совместных нефтяных разработках с африканскими странами-производителями нефти. Сейчас то, что официально названо соглашениями в области взаимных инвестиций в энергетической области, подписано и в Москве. Прокомментировать эти соглашения я попросил американского экономиста и политолога, президента Фонда экономического образования Ричарда Эбелинга.



Ричард Эбелинг: Я думаю, что с точки зрения россиян, это важные, перспективные договоры. Они обеспечивают себе надежный рынок сбыта для своих энергоресурсов на Востоке. Россияне устанавливают связь с государством, которое обещает превратиться в крупнейшего потребителя нефти в ближайшие десятилетия. При этом они, судя по всему, привлекут в свой энергетический сектор китайские инвестиции в момент, когда российские нефтяные концерны, кажется, воздерживаются от этого. Для китайцев такое сотрудничество также выгодно, в том числе в стратегическом контексте. Подобным путем они уменьшат свою зависимость от ближневосточной нефти, которая доставляется морским путем и в случае конфликтов, Китай может оказаться отрезанным от энергоисточников. А о том, что конфликт может быть у Пекина на уме, заставляет думать ускоренная модернизация и увеличение Китаем своих вооруженных сил. Так или иначе, с китайской точки зрения, импорт российской нефти наверняка предпочтительнее других вариантов.



Юрий Жигалкин: Профессор, интересно, что в то время как китайцы идут в Россию, легендарный американский инвестор Джим Роджерс, считающийся оракулом в области инвестиций в природные ресурсы, заявил, что он лично доллара бы не вложил бы в российские акции, что это пузырь, который лопнет с большим шумом. Как вы относитесь к такой оценке?



Ричард Эбелинг: Проблема действительно очевидна: экономический рост последних лет зиждется на нехарактерно высоких ценах на нефть. На внутрироссийское производство и инвестиции приходится ничтожный процент валового продукта. При этом ставка Путина на переход энергетического сектора под прямой или косвенный контроль государства может погубить надежды на увеличение экспорта. Притеснение Москвой иностранных нефтяных концернов заставляет их придержать инвестиции, в то время как в России не создана нормальная инфраструктура для развития нефтяной отрасли и экспорта нефти. К этому надо добавляется неизвестность относительно того, что будет представлять собой преемник Путина на посту президента. Если он будет продолжать линию консолидации экономической власти в руках государства, если он будет разыгрывать националистическую карту - тогда, возможно, воплотятся худшие ожидания, потому что государственный контроль и попытка руководства экономическими процессами гораздо менее эффективны, чем рыночные силы.



Юрий Жигалкин: Говорил американский экономист, глава Фонда экономического образования Ричард Эбелинг.


Призыв российского и китайского президентов к Ирану выполнить требования ООН, касающиеся ядерной программы, был подхвачен в понедельник Белым домом. Вашингтон предупредил Тегеран, что ему не следует забывать о своих международных обязательствах. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Представитель Белого дома Дана Перино историю с захваченными Ираном 15 британскими моряками назвала серьезной проблемой, однако повторила, что этот инцидент надо решить путем переговоров, без применения силы. А по поводу принятых в субботу санкций Совета безопасности Перино заявила, что у всех стран-членов Совета безопасности нынешнего созыва единое мнение: Иран должен отказаться от программ обогащения урана. Вот как комментирует предупреждение со стороны Белого дома научный сотрудник вашингтонского фонда "Наследие" Нил Гардинер.



Нил Гардинер: Соединенные Штаты дали очень ясно понять, что если иранское руководство не уступит требованиям международного сообщества, последуют более строгие меры нажима, включая как дополнительные санкции Совета безопасности, так и санкции вне рамок ООН. В самом крайнем случае Соединенные Штаты могут быть вынуждены с помощью силы попытаться разоружить иранский режим. Так что нынешним посланием в адрес Ирана Соединенные Штаты предлагают выбор - либо пойти навстречу международному сообществу, либо встретиться с более серьезными последствиями.



Ян Рунов: Ожидаете ли вы от Великобритании и Соединенных Штатов каких-либо совместных усилий по освобождению 15 британских моряков?



Нил Гардинер: Если иранцы не отпустят 15 британских заложников в ближайшие дни, я уверен, последуют какие-то более решительные ответные действия со стороны Лондона при полной поддержке Вашингтона. Я полагаю, что первым актом может стать экстренная резолюция Совета безопасности с требованием освободить заложников. Нынешнее обострение ситуации, на мой взгляд, ведет к военному наращиванию сил Соединенных Штатов и Великобритании в Персидском заливе. Это может быть необходимо и для защиты нефтепоставок через Ормузский пролив. Той или иной силы военная акция против Ирана не исключена, если не будут отпущены британские заложники.



Ян Рунов: Для Ирана ситуация осложняется еще и тем, что Саудовская Аравия пытается создать широкий антииранский фронт арабских стран. У Соединенных Штатов и Саудовской Аравии общие интересы, касающиеся изоляции Ирана, ослабления иранского влияния среди шиитов Ирака и замораживания иранской ядерной программы.



Юрий Жигалкин: Коротко о некоторых из новостей дня и о том, как американцы пытаются увековечить память о солдатах, погибших в Ираке.


Штат Нью-Мексико хочет ни много, ни мало стать родиной первого частного космопорта, причала для пассажирских космических кораблей, которые, как уверены власти штата, взмоют в небо уже через два-три года. Жители округа Дона Ана вскоре выскажутся на референдуме, готовы ли они пойти повышение местных налогов с тем, чтобы собрать 33 миллиона долларов, необходимых для сооружения в пустыне пусковой площадки. Инициаторы проекта, а его главное действующее лицо британский миллиардер Ричард Бронсон, основатель авиакомпании "Верджин Атлантик", надеются, что космический туризм станет относительно массовым увлечением. Частники пока не замахиваются на орбитальные полеты, они надеются, что найдутся тысячи желающих, готовых уплатить одну-две сотни тысяч долларов за короткий полет за пределы земного притяжения.


Выдворение из страны нелегальных иммигрантов, чьи просьбы о предоставлении убежища были отвергнуты судом, стало непосильной задачей для американских властей. Согласно отчету главного ревизора Министерства внутренней безопасности, агентство потеряло следы более чем 600 тысяч нелегалов, подлежавших высылке, несмотря на бюджет в 200 миллионов долларов, выделенный специально для этой цели, и создание 50 групп, сотрудники которых пытаются выявить пропавших иммигрантов. Одна из главных причин неудачи - неспособность создать надежную общегосударственную базу данных лиц, подлежащих изгнанию из США.


Звуки бьющегося сердца, записанные на Айподе, популярном плеере фирмы «Эппл», могут помочь врачам распознать признаки сердечных аномалий. Врачи, прослушавшие по 400 раз несколько вариантов ритмов сердцебиения, смогли вдвое улучшить способность уловить опасные сбои в сердечных ритмах во время обычного прослушивания сердца с помощью стетоскопа. По словам специалистов, тренинг с помощью Айпода может значительно повысить качество диагностирования потенциально опасных сердечных болезней.


Все большее число американских городов принимают решения о строительстве мемориалов, посвященных памяти солдат, погибших в Ираке. Сан-Франциско только что принял решение о расширении уже существующего памятника своим солдатам, причем это делается на добровольные пожертвования. Рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов: В свое время Вьетнамский мемориал появился в американской столице только в 1982 году, через семь лет после окончания военных действий. Тогда отношение к солдатам было другое. Рассказывает Робин Стекли, сотрудница управления штата Орегон по делам ветеранов.



Робин Стекли: Наш директор Джим Виллис воевал во Вьетнаме. Он рассказывал, как встречали тех, кто оттуда возвращался. Демонстранты обзывали их убийцами, могли плюнуть на человека в военной форме. Вымещали свой гнев против войны на солдатах.



Владимир Морозов: Сегодня в провинции можно увидеть на доме такой плакат: "Мой брат Джон воюет во втором моторизованном батальоне в Ираке". А вот на этом доме развешаны желтые ленты и воздушные шары. Надпись крупно - "С приездом домой, ветеран!" Солдат приглашают выступать в школы и церкви. За последние 30 лет неприязнь к солдатам сменилась любовью. Почему? Я спросил об этом ветерана Вьетнамской войны моего соседа Джо.



Джо: Почему? Не имею понятия. Может, потому, что 40 лет назад молодежь бунтовала против старших. Ну, ладно, ругай президента. А я-то рядовой, я воюю там, куда меня послали.



Владимир Морозов: Сегодня самый ярый противник войны не скажет о солдате худого слова. Деньги на памятники присылают все - и сторонники правительства, и его оппоненты. В штате Северная Каролина среди тех, на чьи средства строился монумент, организация «Ветераны за мир». Ее лидер Кен Эш воевал во Вьетнаме. "Я считаю, - говорит он, - что и та война, и нынешняя - это авантюры, в которые Америке не стоило лезть. Но солдаты за правительство не отвечают".



Робин Стекли: Я думаю, мы, как страна, малость поумнели. Люди с детства научились по-другому относиться к солдатам. У ветеранов дети и внуки, и они слышали рассказы старших.



Владимир Морозов: Так или иначе, а памятники погибшим в Ираке и в Афганистане поднимаются в Санта-Монике, Салеме, Эшвилле и многих других городах. Некоторые из них возвели в самом начале войны и теперь на них, как и в Сан-Франциско, не хватает места, чтобы вписать новое имя. Об этом заранее подумали в штате Орегон. Бронзовая фигура коленопреклоненного солдата у черной гранитной стены, на которой 70 имен погибших. Большая часть стены оставлена пустой.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Владимир Морозов. Прекратить выливать друг на друга потоки грязи согласились в понедельник звезда рэпа Эминем и дважды разведенная с ним Ким Мэйтерс. Они решили, что они должны сделать это во имя своего ребенка, одиннадцатилетней девочки. Знатоки, впрочем, сомневаются, что перемирие затянется надолго.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG