Ссылки для упрощенного доступа

"Гражданская сила" намерена преодолеть кризис либерализма


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шароградский: Сегодня в Москве открылся внеочередной съезд партии "Свободная Россия". Согласно утверждениям ее лидеров, партия появилась по инициативе представителей гражданского общества, а многие наблюдатели полагают, что "Свободная Россия" - это очередной кремлевский проект, призванный перетянуть голоса избирателей у партий СПС и "Яблоко".



Марьяна Торочешникова: "Гражданская сила" - именно так с сегодняшнего дня следует именовать партию, которую совсем недавно знали под названием "Свободная Россия". Вопрос о переименовании и утверждении новой символики партии не был единственным на повестке дня съезда, но по большому счету именно ради него внеочередной съезд и собирался. Переименование это, по словам лидеров партии, отчасти вынужденное: слишком часто избиратели путали "Свободную Россию" со "Справедливой". Помимо этого, название "Гражданская сила" гораздо лучше раскрывает смысл деятельности партии, которая основной своей задачей видит построение гражданского общества в России путем поддержки малого и среднего бизнеса. Говорит председатель высшего совета партии Михаил Барщевский.



Михаил Барщевский: Нам нужно предпринимать срочные меры по развитию малого и среднего бизнеса. Он и только он является фундаментом и основой либерального, конкурентного рынка. Он создает рабочие места. Он вовлекает в активную жизнь миллионы оказавшихся не у дел людей. Малый и средний бизнес - единственная гарантия демократии в стране. Ни Конституция, ни идеальный президент, ни свобода слова, ни независимая судебная система ничего не могут и главное - не станут делать, если не будет поршня либерального рынка, который будет толкать и заставлять делать то, что нужно для построения демократии в стране. Я утверждаю, что только создание малого и среднего бизнеса приведет к одновременному решению четырех задач - это гражданское общество, это независимая судебная система, это свобода слова и это нормальный политический процесс в стране.



Марьяна Торочешникова: Новый символ партии подсолнух, на эмблеме он изображен зажатым в мускулистой руке. С точки зрения партийцев, именно подсолнух символизирует солидарность и силу гражданского общества. Говорит председатель федерального политсовета "Гражданской силы" Александр Рявкин.



Александр Рявкин: Цветок с сильными корнями, с прямым стеблем, который, на мой взгляд, олицетворяет общность и открытость устремлений, а самое главное - движение вверх.



Марьяна Торочешникова: Во время краткого брифинга Михаил Барщевский, рассказывая о новом символе партии, особо подчеркнул, что подсолнух не является гелиотропным растением, а потому и не поворачивается вслед за солнцем. Не говоря уже о том, что в значение слова "солнце" члены партии не вкладывают особого смысла.



Михаил Барщевский: Подсолнух изначально растет цветком на юг и за солнцем голову не поворачивает. Да, он тянется к солнцу, но для нас солнце, на всякий случай опять-таки уточняю, не Владимир Владимирович Путин или его преемник, а для нас солнце - это солнце.



Марьяна Торочешникова: Теперь с новым символом и новым названием "Гражданская сила" намерена побороться за голоса избирателей на декабрьских выборах в Госдуму. По прогнозам Михаила Барщевского, в лучшем случае партия наберет 25 процентов голосов. Тогда можно будет претендовать на место третьей по численности думской фракции.



Михаил Барщевский: Прохождение в Думу любой ценой - это не политика, а политиканство. Вот мы не будем ничего делать для того, чтобы просто пройти в Думу. Мы будем делать то, что нужно для страны. Если нас поддержит население, если нас поддержит профессиональная элита, если нас поддержит интеллигенция и бизнес, мы будем в Думе, не поддержит - значит не будем. Но мы будем честны. Может быть, наше основное отличие от всех остальных, по крайней мере, тех, кого вы называете, правых, из тех, кто еще жив, заключается в том, что мы не будем заискивать перед избирателем, мы будем говорить правду. Мы будем говорить правду, как бы она ни была неприятная.



Марьяна Торочешникова: В разговорах между делегатами съезда неоднократно звучало слово "оппозиция", да и руководитель политсовета партии Александр Рявкин накануне в своем интервью Радио Свобода заявил, что "Гражданская сила" - партия, оппозиционная по определению. Однако политологи ее таковой не считают, называя новым кремлевским проектом, созданным, чтобы оттянуть на предстоящих выборах голоса избирателей "Яблока" и СПС. Говорит руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.



Дмитрий Орешкин: Эта партия, конечно, все-таки кремлевский проект. Потому что у нас в стране около 20-25, а может быть даже чуть-чуть больше процентов населения в принципе придерживается европейской системы ценностей. Другое дело, что сейчас эти люди не ходят голосовать, потому что они заняты своими делами, и то, что происходит на политическом фоне, с одной стороны, их не удовлетворяет, а с другой стороны, недостаточно сильно пугает для того, чтобы отрываться от своих дел и сходить на избирательные участки. Поэтому партии вот этого европейского фланга находятся в зоне, скажем так, невысокой популярности. "Яблоко" вообще ушло глубоко вниз, а СПС плавает с большим трудом в районе 7 процентов. Так вот эту обширную поляну в перспективе опасно оставлять незанятой. Прежде всего, потому, что эта часть избирателей все-таки не просто ориентирована на европейскую систему ценностей, а это в основе своей образованные люди, достаточно мобильные, горожане, из них растет пополнение политической элиты, если речь идет о свободной конкуренции. Так вот Кремль заинтересован в том, чтобы на этом политическом пространстве присутствовала управляемая из Кремля политическая партия. Он выбирает между двумя возможностями и, собственно говоря, не только выбирает, но и реализует две возможности. Первое - это вступать в торговлю политическую с уже существующими партиями, в первую очередь с СПС, потому что "Яблоко", как мне представляется, в данном электоральном цикле не будет реальным игроком. Или же создавать новую партию с тем, чтобы оттянуть на нее этот, остающийся пока в значительной степени беспризорным электорат.



Марьяна Торочешникова: Председатель высшего совета "Гражданской силы" с таким видением деятельности партии не согласен.



Михаил Барщевский: Это мнение политологов, которым ведь надо о чем-то говорить. Что касается оттягивания голосов. Это было мое авторитарное решение, с которым, слава богу, согласился Александр Юрьевич, мы не участвовали в выборах 11 марта. Потому что я не хотел, чтобы потом кто-нибудь мог спекулировать, что наша партия выступила киллером СПС и "Яблока". Вот мы не участвовали. Какого успеха добилось "Яблоко" в тех регионах, где они были допущены до выборов? Пяти процентов не преодолели. СПС - это было 7-8 процентов в четырех регионах из девяти, в которых участвовали. Как? Это уже другая тема. Поэтому ни о каком отборе голосов у СПС мы не думаем. Это проблема Коммунистической партии Российской Федерации - отбирать голоса у СПС. Они теперь слева, на одном фланге. А мы, к сожалению, остались справа вообще одни. И говорю, к сожалению, потому что это очень опасно для страны, что на правом фланге сегодня существует всего одна партия.



Марьяна Торочешникова: Вообще же сегодня с трибуны "Гражданской силы" прозвучало немало прямых и косвенных упреков в адрес "кружка поклонников одного экономиста" (под этим эпитетом, судя по всему, следует понимать "Яблоко") и изворотливого СПС. Следуя логике докладчика, именно они виновны в кризисе российского либерализма и теперь только "Гражданская сила" способна этот кризис преодолеть.


XS
SM
MD
LG