Ссылки для упрощенного доступа

Лидер КНР Ху Цзиньтао завершает визит в Россию


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова .



Александр Гостев : Председатель КНР Ху Цзиньтао в завершении трехдневного визита в Россию посещает Татарстан, богатый нефтяными месторождениями. Российские и китайские предприятия заключили около 20 контрактов на сумму свыше 4 миллиардов долларов. Накануне Ху Цзиньтао участвовал в открытии Национальной выставки Китая в России, где представлены более 15 тысяч видов китайской продукции. Ожидается, что к 2010 году торговый оборот между странами удвоится и достигнет 60 миллиардов долларов. Однако эксперты утверждают, что китайцы-нелегалы ежегодно вывозят из России гораздо большие средства, что наносит серьезный ущерб российской экономике. Над этой темой сегодня работала Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Нынешний год в России объявили национальным годом Китая. В Москве в ходе визита лидера КНР Ху Цзиньтао открыта выставка товаров из этой страны. Но китайская продукция уже давно знакома практически всем россиянам. Если лет 10-15 назад о ней говорили пренебрежительно "китайская дешевка", то сегодня отношение к продукции из Поднебесной изменилось. Конечно, китайские автомобили сейчас покупают редко, но вот бытовая техника, игрушки, одежда весьма популярны.


Трудолюбивые китайцы работают на благо своей страны не только у себя на родине. Ежегодно в Россию прибывают тысячи граждан КНР. У большинства россиян к ним двойственное отношение. Им нравятся дешевые китайские товары, но они боятся китайской экспансии. О том, как живется китайцам в России, мне рассказал профессор МГИМО, президент Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергей Лузянин.



Сергей Лузянин: Официально где-то постоянно проживающих китайцев - 180-200 тысяч. Неофициально называют 1 миллион, 1,5 миллиона. Хотя последние цифры явно завышены, поскольку здесь где-то процентов 50-60 - имеются в виду те китайцы, которые транзитом приезжают либо возвращаются обратно. Видимо, речь идет реально о 350, максимум - 400 тысячах китайцев, проживающих в России. Сюда же включен, естественно, нелегальный сегмент.


Первая волна диаспор, которая пошла в начале 90-х годов, когда был достаточно либеральный режим, процветала интенсивно (он, собственно, и сейчас процветает) челночная торговля. Это приграничные зоны Дальнего Востока, Приморский край, Сибирь, Забайкалье, до Алтайского края (там, правда, меньше их). Вторая волна - это уже волна мигрантов, которые были состоятельны, более продвинуты и солидны, которая сформировалась тоже в 90-е годы и существует сейчас в крупных российских городах - это Екатеринбург, Москва, Петербург, естественно.



Любовь Чижова: Сергей Геннадьевич, а есть ли у вас данные, как обычные россияне относятся к китайцам?



Сергей Лузянин: Ощущение жителей Сибири и Дальнего Востока по отношению к китайцам, оно такое двойственное. С одной стороны, больше 50 процентов говорят об опасности заселения, о том, что китайцы могут вытеснить, заселить, занять там пустующие земли и так далее. С другой стороны, эти же опросы говорят, что если убрать дешевые, относительно дешевые китайские рынки, то в социальном плане это будет сильный удар по российским жителям невысокого достатка.



Любовь Чижова: Ваше личное мнение, грозит ли России китайская экспансия?



Сергей Лузянин: В теоретическом неком, долгосрочном, стратегическом видении, конечно, такая угроза существует. Причем она существует чисто по объективным показателям. Не потому что Пекин замышляет сегодня или завтра некий грандиозный план захвата, нет, не поэтому, а чисто по объективным показателям. Китайская экономика в 4 раза сильнее, больше и мощнее, чем российская, то есть соотношение Китая и России - это 1 к 4 в пользу Китая, естественно. И это соотношение, к сожалению, не сокращается, а увеличивается.



Любовь Чижова : Корреспондент Радио Свобода в Благовещенске Антон Лузгин передает, что большинство жителей города на Амуре против того, чтобы с местных рынков исчезли китайцы и китайские товары.



Антон Лузгин : В столице Приамурья фактически проигнорировали постановление правительства о запрете иностранцам торговать на рынках. Поступили просто - центральный рынок переименовали в торговый центр. Авторы смены вывески невольно постарались для местного населения. Более 60 процентов жителей Благовещенска были против ухода китайцев с центрального рынка. Китайские торговцы пока не знают, что уходить с 1 апреля никуда не придется, и спешно распродают товар. Куртки уходят по 150 рублей, футболки и полотенца - за полсотни. Даже кроссовки с фирменной надписью "Адидас" отдают меньше, чем за 200 рублей.


За день по торговым рядам проходят сотни благовещенцев. Они тоже боятся массового ухода иностранных торговцев. Одни берут здесь вещи для детей, аргументируя, что дети очень быстро растут, и покупать дорогие вещи невыгодно. В свою очередь пенсионеры говорят, что если китайцев выгонят, то будет обидно, потому что только у них можно купить подешевле. Со своей пенсии в магазин не сходишь.


Было бы преувеличением говорить, что Приамурье заполонили мигранты из Китая. По официальным данным, их в области 9 тысяч человек и около 10 тысяч нелегалов. Это те, кто приехали работать по коммерческой визе. Местные власти довольно жестко борются с нелегалами. Рейды по их выявлению проводятся регулярно. Китайцы не отбирают рабочие места у русских. В Приамурье дефицит рабочих рук практически во всех отраслях. Не наблюдается конкуренции и в строительном бизнесе. Китайские компании занимают лишь 10 процентов этого сектора экономики.



Любовь Чижова : Многочисленная китайская диаспора, обосновавшаяся в Москве, отличается от других диаспор основательностью. Здесь есть свои банки, турагентства. И бизнес московских китайцев это не мелкая торговля, а нелегальный вывоз из России крупных партий леса. Об этом мне рассказал китаевед, профессор Института стран Азии и Африки Виля Гильбрас.



Виля Гильбрас : Освоились они очень обстоятельно. Здесь есть, во-первых, уже очень крупный капитал, который занимается довольно крупными контрабандными поставками товаров широкого потребления сюда на рынок. Здесь есть китайские банки. В этом отношении, конечно, китайская диаспора отличается от всех остальных. Эти деятели аккумулируют деньги предпринимателей, организуют через целую систему подставных фирм, скажем, заказ на вырубку леса. Наши фирмы нелегально осуществляют рубку, по различным канала, как правило, зарегистрированным, доставляют груз на границу и переправляют на китайскую сторону. Они постепенно расширяют зону своего влияния на новые и новые города.


Я думаю, что как и с любыми другими посчитать нелегалов невозможно. Более или менее ясно только с теми, кто приезжает и оформляется сразу на стройки. Это не китайцы. Они на стройки не приезжают.


Сейчас очень сложный период, когда китайцы не очень представляют себе будущее. Договорились во время последней поездки Лаврова в Пекин о том, что будут созданы специальные рабочие группы по миграции китайской. Будут решать этот вопрос. Пока китайцы в очень таком растерянном положении. Думаю, что самый простой путь, который они могут решить, минуя все правительства, - это начнут создавать фирмы либо китайские, либо подставные через россиян. Но, так или иначе, они будут свое присутствие увеличивать и с точки зрения числа людей, и с точки зрения влияния на внутренний рынок.



Любовь Чижова : Это было мнение профессора Института стран Азии и Африки Вили Гильбраса.



XS
SM
MD
LG