Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Жарихин: Активизация деятельности ОДКБ - ответ на повышенную активность НАТО на восточном направлении


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.



Марк Крутов: По мнению ряда экспертов, создание Парламентской ассамблеи стран Договора о коллективной безопасности именно сейчас, в момент некоторого обострения отношений России и НАТО, не случайно. Об этом и о других аспектах, связанных с созданием ассамблеи, я поговорил с заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным.


Можно ли расценивать создание Парламентской ассамблеи ОДКБ, как некий вызов Западу или Россия просто таким образом укрепляет связи со своими военными союзниками по СНГ.



Владимир Жарихин: ОДКБ многие называют неким аналогом НАТО на пространстве СНГ. НАТО, между прочим, называется военно-политической организацией. ОДКБ формировалось в первую очередь как организация военная и во вторую очередь - как политическая. Отсутствие вот этого политического компонента в деятельности ОДКБ в определенной степени сказывалось на ее эффективности. Будем надеяться, что все-таки формирование такой парламентской ассамблеи позволит ОДКБ выходить на решение не только чисто военно-прикладных, но и политических задач, то есть это будет в том числе и политическая организация, хотя мы должны прекрасно понимать, что там будут определенные сложности, связанные с ситуацией, например, между Арменией и Азербайджаном, связанные с ситуацией в Таджикистане. Но в то же время оставаться организацией совсем без политической компоненты - это значит заходить в тупик. Поэтому посмотрим, как это будет дальше развиваться.



Марк Крутов: В ОДКБ входит еще Белоруссия, с которой у России постоянно есть какие-то конфликты.



Владимир Жарихин: Я бы, с одной стороны, не преуменьшал важность этих конфликтов, но и так уж совсем не возводил бы их в абсолют. Между прочим, если уж брать аналогии, то в НАТО входят как Соединенные Штаты, так и Франция, между которыми тоже бывают иногда достаточно серьезные политические проблемы.



Марк Крутов: Ну, в НАТО... например, можно вспомнить еще Турцию и Грецию.



Владимир Жарихин: Да, совершенно верно. То есть создать такую супероднородную и в политическом, и в военно-стратегическом плане организацию, наверное, в нынешнем мире просто невозможно.



Марк Крутов: А если говорить все-таки о военной составляющей, можно ли сказать, что активизация деятельности ОДКБ - это своего рода ответ, например, на планы США разместить свои системы противоракетной обороны в Восточной Европе, на Кавказе?



Владимир Жарихин: Безусловно, это в определенной степени ответ на повышенную активность НАТО на восточном направлении, речь ведь идет не только об установке этих самых противоракет, ведь это можно рассматривать не только как просто прямой вызов России, дело не только и не столько в этом. Дело в том, что если говорить о заявленных целях, например, установке тех же самых ракет, то ведь южный сектор всегда для Советского Союза бывшего был исключительным важным и там уже стоят системы слежения и в Азербайджане, и на Украине. Но ведь никто же не обратился к России и этим странам с предложением использовать их для обеспечения безопасности на этом направлении. То есть здесь определенный вызов, на который может быть такого рода ответ, как повышение активности ОДКБ.


XS
SM
MD
LG