Ссылки для упрощенного доступа

Аукционы по распродаже имущества компании ЮКОС



Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Андрей Шароградский : Сегодня совет кредиторов нефтяной компании ЮКОС, объявленной банкротом в августе прошлого года, обсуждает формирование лотов очередных аукционов по распродаже имущества ЮКОСа для погашения многомиллиардной налоговой задолженности. Главными кредиторами ЮКОСа являются Федеральная налоговая служба и государственная компания «Роснефть», которая и стала победителем первого из серии аукционов. Она же является одним из главных претендентов и на оставшиеся активы ЮКОСа вместе с «Газпромом». Об этом мой коллега, обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский говорит с экспертами по российской нефтегазовой индустрии.



Сергей Сенинский : На первом из намеченной серии аукционов компания «Роснефть» выкупила почти 9,5 процентов собственных же акций. Во владении ЮКОСа они оказались после того самого аукциона в декабре 2004 года, когда три четверти акций главного добывающего подразделения ЮКОС - компании «Юганскнефтегаз» - выкупила неведомая «Байкалфинансгруп» почти за 9 миллиардов долларов, а её саму потом купила «Роснефть».


Эти акции «Роснефть» выкупила теперь на аукционе за 7,6 миллиарда долларов - дешевле, чем за такой же пакет акций госкомпании нужно было бы заплатить, исходя из текущих рыночных котировок. Руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Георгий Иванин:



Георгий Иванин : По сравнению с рыночной ценой на момент проведения аукциона дисконт составил примерно 11,5 процентов.



Сергей Сенинский : И общая сумма долгов компании ЮКОС, и общая стоимость оставшихся её активов перед началом нынешней серии аукционов оценивалась примерно в 25-26 миллиардов долларов. В канун аукционов компания «Роснефть» заняла у западных банков 22 миллиарда долларов, из которых пока потратила менее 8 миллиардов.



Георгий Иванин : Безусловно, большая часть денег, привлеченных "Роснефтью", будет направлена на покупку активов во время аукционов по распродаже в рамках конкурсного производства. "Роснефть" является одним из основных претендентов. В данном случае, уже давно заявляла, что ее интересует в первую очередь нефтеперерабатывающие активы, но она готова бороться за все добывающие активы. В части нефтеперерабатывающей группы ее в первую очередь интересует самарская группа активов - это Сызранский, Куйбышевский, Новокуйбышевский НПЗ. Также к этой группе относится одна из добывающих "Самаранефтегаз".



Сергей Сенинский : У самой «Роснефти» объемы добычи весьма существенные, а мощностей переработки - минимум. Отсюда и интерес к нефтеперерабатывающим заводам, принадлежащим ЮКОСу. Аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин:



Андрей Громадин : Вообще, в России перерабатывается больше 200 миллионов тонн ежегодно. При этом юкосовские НПЗ перерабатывают порядка 35-40 миллионов тонн. Доля компаний на рынке составляет от 15 до 20 процентов. К тому же мощности ЮКОСа по переработке гораздо больше - порядка 60-70 миллионов тонн.



Сергей Сенинский : Крупнейший из следующих аукционов, если судить по стартовой цене лотов, запланирован на 4 апреля. Как предполагается, на него будут выставлены принадлежащие ЮКОСу 20 процентов акций госкомпании «Газпромнефть», а также добывающие активы - компании «Арктикгаз», «Уренгойл» и ряд других.



Георгий Иванин : Что касается предстоящего аукциона, который должен состояться 4 апреля, на котором основным выставляемым активом будет 20 процентов акций "Газпромнефти", здесь, я думаю, "Рооснефть" участвовать не будет. Потому что 20 процентов "Газпромнефти", которые примерно процентов 85 составляют стоимость этого лота, для "Роснефти" никакого интереса не представляют. "Роснефть" еще даже и не подавала никаких заявок. Что касается распродажи по дальнейшим активам, на мой взгляд, в принципе, стороны, в частности, "Роснефть" и "Газпром", наверняка между собой согласуют свою позицию, чтобы не конкурировать за какие-то активы. Возможно, какие-то договоренности между ними достигнуты.



Андрей Громадин : Сама структура этого лота предполагает большую заинтересованность в нем именно "Газпрома". "Газпрому" необходимо 20 процентов акций "Газпромнефти", чтобы консолидировать всю "Газпромнефть", он заинтересован также в наращивании дальнейшем резервов. «Арктикгаз» и «Уренгойл» очень крупные активы в этой сфере.


Что касается конкуренции возможной, все еще проще. Потому что, если какая-либо компания заинтересована в 20 процентах акций "Газпромнефти", что сомнительно, то она должна будет купить «Арктикгаз» и «Уренгойл» или наоборот, если есть претендент на газовые активы, они должны будут выложить очень большую сумму за 20 процентов "Газпромнефти". Поэтоум мало вероятно, что "Газпром" может столкнуться с какой-то конкуренцией со стороны кого-либо.



Сергей Сенинский : К моменту проведения первого аукциона две итальянских энергокомпании, частично принадлежащие государству, Enel и ENI , судя по целому ряду сообщений, создали совместное предприятие с одной из российских компаний, чтобы участвовать в аукционе 4 апреля.



Георгий Иванин : Мне кажется, что шансы на победу в этом аукционе у компании ENI достаточно высокие. Не исключено, что она и станет победителем аукциона, который состоится по лоту номер два 4 апреля. Скоре всего, в случае победы ее на аукционе, компания, возможно, оставит себе газовые активы такие как «Арктикгаз» и «Уренгойл», а 20 процентов акций "Газпромнефти" в итоге потом будут выкуплены самим "Газпромом".



Сергей Сенинский : В первом из аукционов участвовала британская компания ВР. В следующем, 4 апреля, видимо, будут участвовать итальянские компании. Значит ли это, что владение активами ЮКОС ничем уже не грозит, имея в виду еще недавние опасения претензий со стороны акционеров ЮКОС через суды других стран?



Георгий Иванин : Я полагаю, что риск предъявления претензий со стороны акционеров ЮКОСа для любого из участников и, соответственно, победителей конкурса, риск еще однозначно существует. Именно по этой причине в качестве непосредственного участника на конкурсе идет не сама компания, например, как в случае с "Роснефтью", а идет ее, например, "дочка". Все претензии будут предъявляться, в случае чего, именно к этой "дочке", а не непосредственно самой нефтяной компании. Того же самого опасается, например, "Газпром". Поэтому наверняка он может попросить участвовать какие-то другие компании, которые, возможно, себя выкупят, но таким образом себя не подставляя, снижают такие риски.



Сергей Сенинский : Напомню, на наши вопросы отвечали в Москве Руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Георгий Иванин и аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин.



XS
SM
MD
LG