Ссылки для упрощенного доступа

Красная книга домашних животных


Корова голштинско-фризской породы. Это порода крупного рогатого скота практически вытеснила все другие породы в мире.
Корова голштинско-фризской породы. Это порода крупного рогатого скота практически вытеснила все другие породы в мире.

Проблема сохранения биологического разнообразия касается не только диких животных из Красной книги, но и домашних животных. Возможно, вопрос их вымирания стоит даже острее, чем в дикой природе: огромное разнообразие пород скота прошлого века в этом веке сократилось до 33-х, при этом 20 из них практически существуют только на бумаге.


Почему сокращается разнообразие домашних животных? Чем грозит сокращение разнообразия пород домашних животных человечеству? Какие шаги можно предпринять для решения этой проблемы? Об этом рассказывает сотрудник Института генетики Российской академии наук, доктор биологических наук Галина Сулимова:


— Проблема стоит достаточно остро, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Дело в том, что наиболее широко распространены и более всего используются так называемые коммерческие породы — это в основном голштино-фризская черно-пестрая порода крупного рогатого скота. И они распространились по всему мира, вытесняя местные, аборигенные породы.


Конечно, они самые продуктивные. Но это чревато большими неприятностями в будущем. Потому что когда у нас все разнообразие того же крупного рогатого скота сводится к одной, двум, максимум к трем породам, то любое изменение окружающей среды, изменение требований самого человека к молочным продуктам или к качеству мяса и так далее, появление каких-то новых заболеваний или возникновение эпизоотий на уровне старых заболеваний (например, ящур и другие болезни), они могут привести к тому, что просто значительная часть животных погибнет. Кроме того, это вообще ограничивает в дальнейшем возможности разведения крупного рогатого скота, получения каких-то новых пород, с новыми требованиями человека. Не надо забывать, что искусственное разведение животных, как правило, приводит к довольно резкому обеднению генофонда. Это связано с тем, что используется, как правило, искусственное осеменение и фактически несколько быков являются основателями большого поголовья скота, и, в отличие от природных популяций, где потомки одного самца представлены десятками голов, для искусственно разводимых популяций это тысячи потомков.


— Это приводит к резкому снижению генетического разнообразия.


— Да, снижается генетическое разнообразие. А восполнить его, если у нас будут уничтожены аборигенные породы, будет нечем. Особенно это опасно для нашей страны. Во-первых, это огромная страна с очень разными климатическими условиями, иногда с экстремальными условиями, например - Якутия или Горный Алтай или Калмыкия. При этом, в отличие от западных стран, где хорошо оборудованные коровники, сбалансированное питание для животных, у нас это не так. Например, в Якутии якутский скот содержится в неотапливаемых коровниках и фактически на свободном выпасе. Если учесть, что температура зимой там до минус 50, то можно себе представить, насколько выносливы должны быть эти животные. Или, например, в Горном Алтае то же самое - и лошади, и коровы бурятских пород, они тоже находятся, как правило, на свободном выпасе. Вплоть до того, что зимой они часто добывают сами себе корм, раскапывая, как олени, снег и находя себе какое-то питание.


— А что значит «сохранить аборигенную породу», когда речь идет о домашних животных?


— За последние 15 лет мы потеряли около 50% отечественных пород. На сегодняшний день у нас разводятся 33 породы крупного рогатого скота, но из них 50% животных - это черно-пестрая порода, широко распространенная во всем мире. На остальные породы, естественно, приходится небольшая численность. В результате из 33 пород крупного рогатого скота, которые на сегодняшний день еще разводятся, только 13 пород находятся в состоянии более-менее нормальном, когда существование породы не вызывает опасений. Местные породы сокращаются. Для того чтобы порода могла быть сохранена, нужно, чтобы было, по крайней мере, тысяча взрослых самок и достаточно большое количество быков, около 20 хотя бы. Тогда это порода, которая может воспроизводиться без потери своего генетического разнообразия. Но когда численность породы очень резко сокращается, то это неизбежно приводит к утере многих очень ценных генетических комплексов.


И особенно это опасно в связи с появлением новых заболеваний крупного рогатого скота. У большинства высокопродуктивных пород значительно снижен иммунный ответ. И вообще это может привести, я боюсь, даже к катастрофическим последствиям в какой-то момент. Например, в Бурятии после того, как распался Советский Союз, распался фактически и тот тип хозяйственной деятельности, какой был — животноводство практически исчезло. И вот интересно, что оно начинает восстанавливаться на базе местных пород. Потому что они неприхотливы, они адаптированы именно к этим, местным условиям. И фермеры начинают разводить именно своих животных, и у них, например, бурятская лошадь, бурятский скот начал потихонечку восстанавливаться. Но тот скот, который был, он все-таки в значительной мере утерян.


У нас практически почти утеряна бестужевская порода. У нас практически утеряна холмогорская порода. Она еще немного сохранилась на Севере, но в средней полосе ее практически нет.


В советские времена прошла так называемая голштинизация. Поскольку голштинская порода крупного рогатого скота действительно на сегодняшний день самая высокопродуктивная, то наши партийные деятели решили весь абсолютно скот скрестить с голштинским скотом. Были завезены, соответственно, для этого голштинские быки, сперма голштинских быков, и поголовно все породы скрещивались, осеменялись именно семенем голштинских быков. Причем, часто вообще не задумываясь о том, к чему это может привести. Я, например, была в одном из хозяйств, и доярки просто плакали, потому что бестужевскую породу осеменяли семенем голштинских быков. Бестужевская порода - это мелкие породы, 400 килограммов примерно, а голштинские быки могут быть до тонны. И у них, они говорили, получается так: «Мы или теряем корову, или теряем теленка». То есть корова просто не может разродиться — слишком крупный теленок. Но голштинизация, все еще продолжается, к сожалению.


— А что могут сделать генетики в этой ситуации?


— К большому сожалению, должна сказать, что очень мало лабораторий, которые исследуют генофонд сельскохозяйственных животных. Мы в силу своих возможностей стараемся изучать аборигенные породы, в основном, крупного рогатого скота и кур. Наши исследования носят комплексный характер. С одной стороны, достаточно большое внимание уделяется исследованию происхождения пород, затем исследуются различные фенотипические признаки, хозяйственно-полезные, продуктивные качества. И довольно большое внимание мы сейчас уделяем молекулярно-генетическому анализу генофонда сельскохозяйственных животных. Главным делом мы считаем не только изучение генетического разнообразия, но и привлечение внимания общественности, привлечение внимания тех структур, от которых зависит финансирование этих областей и так далее. Потому что спасение пород невозможно без административного вмешательства, без помощи государства.


На сегодняшний день уже трудно сохранить все. Значит, мы должны отобрать наиболее ценные породы, предложить, какие породы нуждаются в первую очередь в сохранении. И я еще считаю, что очень важно, чтобы была какая-то общенациональная стратегия по сохранению генетического разнообразия сельскохозяйственных животных. Ведь это, на самом деле, наше народное достояние. И я вот, честно говоря, думаю, что если действительно мы спохватимся, и станет сохранять наши породы, ведь мы можем принести очень большую пользу не только своей стране, но и всему миру. Потому что у нас еще достаточно много сохранилось аборигенных пород. Это уникальный источник генетического разнообразия, уникальный источник ценных генетических комплексов, которые уже утеряны в других породах.


XS
SM
MD
LG