Ссылки для упрощенного доступа

ООН приступила к обсуждению вопроса о независимости Косова


Крепкие аргументы. Лидеры сербской общины Косова угощают генерального секретаря НАТО (справа)
Крепкие аргументы. Лидеры сербской общины Косова угощают генерального секретаря НАТО (справа)

Совет Безопасности ООН во вторник приступил к обсуждению плана специального представителя генерального секретаря по Косово Мартти Ахтисаари. План предусматривает предоставление этой провинции независимости, при этом новое государство какое-то время будет по-прежнему находиться под международным контролем.


Еще до своего предоставления членам Совбеза план Ахтисаари получил поддержку правительства косовских албанцев, Европейского Союза и США. Белград выступает категорически против плана, рассчитывая, что его заблокирует обладающая в СБ правом вето Россия. Вчера члены Совбеза раздельно заслушали вне рамок заседания выступления премьера Сербии и президента Косово. Предполагается, что обсуждение косовского вопроса в ООН продлится многие недели.


Международные партнеры предупреждают Белград, что откладывание решения о статусе края может вызвать там волну насилия – косовские албанцы ожидают, что они получат независимость в течение ближайших трех месяцев. Однако Сербия по-прежнему полностью отвергает план Марти Ахтисаари, требуя проведения новых переговоров. Поспешное решение вопроса, по мнению сербских политиков, породит во всем регионе долгосрочную нестабильность. Как поясняет эту позицию советник президента Сербии Вук Еремич, «если не будет быстрого решения в Совете Безопасности (а мне оно на данный момент не кажется вероятным), встанет вопрос, чем заполнится этот вакуум»:


- Его может заполнить насилие в Косове, и это бы было самым трагичным – ситуация там и так крайне тяжелая. Вакуум до принятия Советом Безопасности решения важно заполнить предложениями по существу. Белград готов продолжить переговоры в любом формате. Наша политика относительно Косова совершенно ясна, она опирается на международные нормы, на сохранение территориальной целостности и суверенитета международно-признанных государств. Мы готовы разговаривать обо всех возможных решениях, кроме тех, которые ставят под вопрос территориальную целостность и суверенитет Сербии, а также защиту сербского населения в Косово и защиту наших памятников культуры. Мы продолжим борьбу всеми дипломатическими средствами, чтобы наша позиция получила широкую поддержку.


Дипломатическое наступление, о котором упомянул г-н Еремич, Белграду бы не помешало – государств, которые в принципе отвергают план Ахтисаари, не так много, хотя сербские представители и пытаются отрицать этот факт:


- В данный момент не только Российская Федерация, но и Китай, ЮАР, Индонезия и еще некоторые страны Африки (из состава членов СБ ООН - РС) имеют глубокие сомнения в плане Ахтисаари. Есть причины, по которым на данном этапе мы можем быть оптимистами и ожидать, что план специального представителя ООН по Косову не получит поддержку Совета Безопасности. Это может открыть пространство для маневров, для дальнейших переговоров о нахождении компромиссного решения по Косову, к чему Белград и стремится.


У Белграда, как можно понять, пока нет конкретного компромиссного предложения, или он его скрывает. Сегодня все действия сербской дипломатии направлены лишь на то, чтобы план Ахтисаари провалился. Об этом перед отъездом в Нью-Йорк напрямую заявил премьер-министр Сербии Воислав Коштуница. Он добавил, что весь сербский народ чувствует, что поддержка России имеет для Сербии историческое значение. Премьер Коштуница из числа тех сербских политиков, которые ставят все на российскую карту. Лидер сербских националистов Томислав Николич заявил даже, что если на этот раз Россия Сербии изменит, он навсегда покинет политику.


Близкий к Коштунице главный редактор белградской газеты «Политика» Лильяна Смайлович так объясняет ожидания Сербии:


- Если русские встретят план Ахтисаари острой критикой, или если они опять потребуют исследовать ситуацию в Косове на месте, то для Белграда это уже можно считать большим успехом - это с самого начала лишит Запад надежды, что план сразу получит поддержку Совета Безопасности. Тогда можно будет надеяться на продолжение диалога. Может быть, переговоры между Белградом и Приштиной и не состоятся, но это (отклонение плана Ахтисаари в СБ – РС) открывает возможности для нового обсуждения, для продолжения процесса.


Другие сербские аналитики настроены намного критичнее. Как отмечает Ненад Джурджевич, сербской переговорной команде следует изменить тактику есть выбор: «Она может опереться на Россию и ждать, изменит ли ситуацию российское вето или его угроза. И предупреждать о нестабильности, которая последует в Косово (в случае принятия плана Ахтисаари – РС). Однако такая политика никак не улучшит положение Сербии. Так что ей нужно было бы выдвинуть и какую-то новую идею».


Бывший сербский министр иностранных дел, а ныне представитель организации «Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы» Горан Свиланович (он сам родом из Косова) опасается, что Сербия, требуя продолжения переговоров по статусу края, хочет только отложить решение проблемы, не предлагая ничего взамен:


- Белград уже сейчас мог бы проявить конструктивный подход. Например, если уж он требует новых переговоров, то должен определить их временные рамки. Так можно было бы доказать, что это не является попыткой избежать ответственности, сохранить статус-кво, или заморозить конфликт. Но может быть, интересам Москвы именно замороженный конфликт и отвечает. Россия живет с несколькими такими конфликтами по соседству и не имеет с этим проблем, наоборот, хотела бы все так и оставить. Но неразрешенный статус края плох для Сербии, он плох и для самого Косова – и сербов, и албанцев.


- Люди живут там в неизвестности уже семь лет, и добра никому это не принесло. Сербы и дальше продолжают оттуда уезжать. К тому же неизвестность добавляет сил радикальным албанцам, которые начинают затевать провокации и угрожать насилием. Я уверен, что у Вашингтона достаточно сил держать насилие в Косове под контролем. Но для сербских лидеров пришло время набраться храбрости и сесть с албанцами за стол переговоров, возможно, без посредников.


- Если Белград хочет разделить Косово, можно сказать об этом открыто. Но для этого надо согласиться с тем, что по другую сторону стола сядут косовские албанцы, которые хотят независимости, причем немедленно. Это сложные вещи, и мне кажется, что в Белграде для их разрешения нет воли. Последние полтора года мы вели себя так, будто хотели, чтобы нам кто-то навязал решение.


Горан Свиланович считает, что в распоряжении Сербии осталось не так много времени:


- Затягивание вопроса не в наших интересах. Нам следует пойти на диалог с албанцами и открыто, вместе с иностранными партнерами, искать выход из ситуации. Неразрешенный статус Косова не приведет к тому, что сербы там будут чувствовать себя в безопасности. Только ясная ситуация обеспечит косовским сербам возможность принять решение - оставаться жить в Косове (и при каких условиях) или нет. Еще годы переговоров могут обернуться против сербов.


- За последние два года я дважды бывал в своем родном городе Гнилане. В мае 2005 там жили 17 сербских семей, а в мае 2006-го остались лишь 12 человек. И если мы договоримся о статусе Косова через несколько лет, нас могут спросить: а где же сербы, их там уже нет! Второй мой аргумент в пользу скорого разрешения заключается в том, что Косово постоянно доминирует в политической повестке дня Сербии, а другие важные темы откладываются. Но что происходит с нашей европейской интеграцией? Что с реформами в стране? Нельзя эти темы и дальше откладывать на годы. Конечно, Косово является важным национальным вопросом, но пора приступить к решению и остальных проблем. Например, в 2006 году у нас увеличилась безработица, никто об этом не говорит, потому что все определяет только Косово.


XS
SM
MD
LG