Ссылки для упрощенного доступа

Доклад российского омбудсмена Владимира Лукина о положении в стране


Программу ведет Андрей Шароградский. Принима ет участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Андрей Шароградский : Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин представил накануне свой ежегодный доклад президенту Владимиру Путину. Сегодня Владимир Лукин отвечал на вопросы журналистов. По словам омбудсмена, ситуация с соблюдением прав человека в стране медленно, но улучшается, однако нерешенных проблем, по его мнению, остаётся еще много. Тему продолжит Олег Кусов.



Олег Кусов : Ежедневно уполномоченный по правам человека в России получает около трёхсот жалоб. По словам Владимира Лукина, на первое место среди них вышла жилищная проблема.



Владимир Лукин : Я не могу сказать, что произошли какие-то радикальные изменения по сравнению с прошлым годом. Подавляющее большинство (процентов 46, если я не ошибаюсь) - это жалобы, связанные с различного рода социальными проблемами. Эти социальные проблемы варьируются - жалобы на недостаточность пенсий и зарплат, на недостаточно своевременную их выплату, много жалоб, связанных с жилищными проблемами, особенно, с соблюдением Жилищного кодекса. Эти проблемы связаны с трудной доступностью приобретения жилья, с очень серьезными проблемами, связанными с получением жилья наиболее уязвимыми категориями граждан, бесконечностью тех очередей, которые были, с проблемами получения жилья инвалидами, детьми-сиротами. Жилищная проблема, я бы сказал, сейчас выходит на один из активных планов.



Олег Кусов : Накануне Владимир Лукин представил доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год» президенту Владимиру Путину. Президент замечаний по докла ду не сделал, заметил уполномоченный по правам человека в России. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарёв согласен не со всеми положениями доклада уполномоченного.



Лев Пономарев : Я, конечно, имею очень много критических замечаний к этому докладу, но, с другой стороны, хочу заранее сказать, что я понимаю, что вообще позиции могут быть разные у уполномоченного по правам человека, который является государственным чиновником, и у абсолютно независимых организаций. Но это не значит, что я как-то в заметной конфронтации нахожусь с Лукиным. Я с ним взаимодействую. Даже в докладе я заметил, что он неоднократно ссылается на движение "За права человека", в том числе на мои личные обращения.


В первую очередь я посмотрел на общие выводы. Хочу обратить внимание на них. Конечно, общие выводы были слишком... Несмотря на то, что в самом тексте он довольно жесткие высказывания делает по некоторым направлениям, я смотрел, а в общих выводах он это как бы не акцентирует. Казалось бы, в выводах надо говорить. Например, он пишет, что улучшилась ситуация вообще в системе исполнения наказания, в СИЗО и других местах лишения свободы. Здесь я бы скорее сделал наоборот, что с 2006 года ситуация в колониях, в СИЗО, может быть, немного и улучшилась, может быть, потому что у нас довольно не так много жалоб из СИЗО, но в системе исполнения и в колониях я бы сказал ситуация ухудшалась, по-моему. Меня удивляет, что в общих выводах он как бы говорит, что ситуация улучшается и ссылается на национальные проекты. Мне кажется, что национальные проекты вообще не должны фигурировать в докладе уполномоченного по правам человека. В наших правозащитных докладах мы по такому рода вопросов не считаем нужным высказывать. Это деятельность исполнительной власти. Это не касается нарушений прав человека, и хвалить лишний раз исполнительную власть, по-моему, не стоит. Надо говорить о нарушениях, которые исполнительная власть допускает.


Если мы, правозащитники, анализируем ситуацию, говорим более жестко о ней и предлагаем модифицировать как-то, то есть предлагаем какие-то выходы, то у Лукина я этого не нашел, что, по-моему, неправильно - как все-таки менять ситуацию? Мне кажется, что в обязанности уполномоченного входят и рекомендации по улучшению ситуации с правами человека. Практически ничего нет о политических преследований. Мы говорим о том, что в России появились политические заключенные. Это как бы уголовные преступники, но мотивированы все эти дела, бесспорно, политически. У нас уже давно правозащитное сообщество создало такой список канонический политзаключенных. Мы заранее оговариваем, что этот список не полный. Потому что это те люди, которыми занимаются московские организации, которые больше на слуху, но мы точно знаем, что в регионах России есть такие же политические узники. Это те люди, которые вступили в конфликт с местной властью. Конечно, отследить за всеми мы не можем.



Олег Кусов : Глава исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова считает, что проблеме мигрантов в нынешнем докладе уделено гораздо меньше места, чем проблема заслуживает.



Лидия Графова : Меня огорчает, что уполномоченный по правам человека вот этой самой миграционной амнистии уделил всего один абзац в своем докладе, в то время как именно при нем, при Лукине, работала экспертная группа, которая разработала проект концепции миграционной амнистии. Проект обсуждался и в Белом доме, но почему-то стыдливо уполномоченный про это промолчал. Он остановился на частностях, а всерьез поставить вопрос о том, что миллион примерно наших соотечественников, вернувшихся жить в Россию, по-прежнему не получили никакого облегчения своей судьбы. Для трудовых мигрантов сейчас начались послабления, а для тех, которые приехали постоянно жить, сплошное крепостное право. Очень жаль, что уполномоченный не кричит про это. Это массовое нарушение прав человека. По 14 лет не могут получить гражданство вернувшиеся жить в Россию.



Олег Кусов : Историк и политолог Владимир Илюшенко считает, что нарушение прав человека в России носит системный характер.



Владимир Илюшенко : Есть позиции, по которым я с ним не вполне согласен. Он заявил, что ситуация с незащищенностью граждан в России не меняется уже третий год. А я утверждаю, что она меняется, но к худшему. Он заявил, что ситуация неудовлетворительная, но в то же время усмотрел ощутимый прогресс. В чем? В том, что началась реализация ряда важнейших национальных проектов. Но ведь еще неизвестно, как они будут реализованы, к чему это приведет. Он заявил, что наладилась деятельность суда присяжных, но они, к сожалению, раз за разом оправдывают людей, совершивших убийства на национальной и расовой почве. Лукин считает, что ситуация с правами человека в нашей стране заслуживает оценки 2+, а я бы поставил 2- или единицу.


Вообще, нарушение прав человека в России носит системный характер, а иначе и не может быть при авторитарном режиме. В последние годы идет такое, я бы сказал, форсированное наступление на права человека, на остатки демократических завоеваний. Пространство гражданских свобод сужается стремительно. Каждый день придумывается нечто, чтобы сделать существующую власть несменяемой. Внесены такие поправки в выборное законодательство, которые превращают выборы просто в фарс. Все это говорит о том, что, в общем, положение достаточно тяжелое не только в области прав человека, но и вообще о чем можно было бы сказать в состоянии общества и государства. Поэтому, если тактически в чем-то страна и выиграла, то стратегически мы катимся, по-моему, к очень тяжелой ситуации.



Олег Кусов : Так считает историк и политолог Владимир Илюшенко.




XS
SM
MD
LG