Ссылки для упрощенного доступа

Захваченные иранцами британские моряки прибыли в Лондон


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин, Ян Рунов и Наталья Голицына.



Андрей Шароградский: Пятнадцать британских моряков, захваченные иранцами около двух недель назад, сегодня прибыли из Тегерана в Лондон. Вчера президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил, что «прощает и освобождает моряков» в качестве «подарка британскому народу». Премьер-министр Великобритании Тони Блэр приветствовал решение иранских властей. Итак, ситуация с захватом британских военных завершена. Завершена фактически, но не политически и не идеологически.



Кирилл Кобрин: Тегеран сделал все, чтобы извлечь из этого инцидента максимальную идеологическую и пропагандистскую пользу. В течение нескольких дней весь мир видел пленных британских моряков, которые, в том или ином виде, признавались, что находились в территориальных водах Ирана. Сам факт «прощения» британцев президентом Махмудом Ахмадинеджадом выглядел эффектно, а британский Форин-офис, похоже, не был к этому готов. Вот, что объявил вчера иранский президент...



Махмуд Ахмадинеджад : Я объявляю, что иранский народ и правительство исламской республики, имея полное право судить этих военнослужащих, прощает их и освобождает в дар британцам.



Кирилл Кобрин: Невольно «подыграли» пропагандистской кампании Тегерана и сами пленные британские моряки. Вот что сказал вчера один из них, узнав о грядущем освобождении.



Моряк: От себя лично и от имени всей нашей команды благодарю вас за прощение. Я хотел бы поблагодарить вас и весь иранский народ.



Кирилл Кобрин: Премьер-министр Великобритании Тони Блэр оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он должен сказать все положенные в таких случаях дипломатические слова, но, с другой, официальная позиция Лондона такова, что это действия Тегерана неправомерны и британский патруль был захвачен в иракских территориальных водах. Поэтому заявление Блэра звучало очень сдержанно.



Тони Блэр: Я доволен тем, что 15 военнослужащих были освобождены. Я знаю, что это принесло облегчение не только им самим, но и их семьям, которые испытывали такое волнение и тревогу все эти 12 дней. Мы же в течение этого времени старались вести себя уравновешенно, твердо, но спокойно, не торгуясь, но и не идя на конфронтацию.



Кирилл Кобрин: Инцидент произошел сразу после принятия Советом Безопасности ООН резолюции, осуждающей Иран за отказ свернуть ядерную программу. Большинство западных журналистов и политиков считает, что задержание моряков стало своего рода ответом на этот документ и - одновременно - попыткой повлиять на США и Великобританию.


Наш корреспондент в Нью-Йорке Ян Рунов побеседовал об этом с известным американским экспертом.



Ян Рунов: Иранская сторона представляет освобождение британских моряков как жест доброй воли, как подарок Лондону и всему Западу Может ли стать ответным жестом смягчение американской позиции в отношении иранской ядерной программы? - спросил я у вице-президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Илана Бермана.



Илан Берман: Нет. Хотя иранское руководство, видимо, расчитывает на это. Сам захват моряков сразу после принятия Советом Безопасности дополнительных санкций против Ирана показывает, что Тегеран искал какого-то противодействия. Но не думаю, что ядерная проблема может быть решена только потому, что Иран сделал дипломатический жест, отпустив англичан. Если иранское руководство хотело таким образом изменить отношение мира к своей ядерной программе, то это ошибка. Суть урока, преподанного иранцами Западу в том, что радикалы действуют эффективнее умеренных, могут оказывать давление на Запад, готовы гораздо решительнее идти на эскалацию конфликта, чем Англия и другие члены международной коалиции, и что будет только хуже, если мир не пойдёт на уступки в вопросе об иранской ядерной программе.



Ян Рунов: Так считает Илан Берман из Совета по американской внешней политике.



Андрей Шароградский: На линии прямого эфира - корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.


Наталья, мы наблюдали по телевидению, что сошедшие с борта самолета британские моряки тут же пересели в военный вертолет. Куда они направляются?



Наталья Голицына: Действительно, по прибытии в Англию все британские моряки прямо в аэропорту Хитроу, правда, на двух военных вертолетах были отправлены на военно-морскую базу в Дэване. Надо не забывать, что они - военные, и они даже переоделись в самолете в свою военную форму. В Дэване их допросят, и они пройдут медицинское обследование - прежде всего для того, чтобы выяснить, не находились ли они в Иране под воздействием психотропных веществ, учитывая их признания. Там же они встретятся и со своими близкими. Что касается оценок происшедшего, британские комментаторы расходятся в оценке случившегося. Часть комментаторов указывает, что освобождение англичан - это не более чем пиар-акция иранского президента. Другие полагают, что это триумф дипломатии. Однако, как теперь выяснилось, Тони Блэр узнал об освобождении заложников только из телевизионного выступления иранского президента, и, как известно, сразу после этого он заявил, что Британия не вела переговоров с Ираном об освобождении моряков. Тем не менее, известно, что советник Блэра по международным делам, сэр Найджел Шейнуолд, кстати, опытнейший дипломат, который позднее в этом году займет пост посла Великобритании в США, он общался по телефону с секретарем Высшего национального совета безопасности Ирана Али Лариджани.


И вот в своей редакционной статье лондонская "Таймс" пытается дать оценку завершившемуся дипломатическому кризису. Газета советует правительству не заниматься "опровержением всей чепухи и преувеличений иранской стороны и не пытаться нажить политический капитал на случившемся". "Какой же урок следует извлечь? - вопрошает газета, и сама же отвечает. - Первое - это то, что мы имеем дело с непредсказуемой страной, в отношениях с которой Запад не может положиться на прошлый опыт". Газета советует правительству не наказывать и не обвинять моряков в том, что они признали свою вину, поскольку несомненно, что они находились под сильнейшим давлением. Британские комментаторы полагают, что сам захват британских моряков был заранее спланированной акцией-ловушкой, о чем, в частности, говорит и тот факт, что иранцы засняли весь инцидент на видео.


О том же, кто победил в результате разрешения этого кризиса, британская пресса прямо не говорит, однако все сходятся на том, что инициатива исходила от Ирана, и что британское правительство, особенно в начале конфликта, демонстрировало слабость и пассивность. И, тем не менее, - и это очевидный положительный момент - все 15 британских моряков живыми и здоровыми прилетели в Великобританию и уже находятся дома.


XS
SM
MD
LG