Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Католицизм во Франции


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Дмитрий Морозов: Католиков во Франции становится все меньше, да и те, кто считают себя католиками, забыли основы своей религии - таковы результаты недавно проведенного во Франции опроса.



Наталья Руткевич: Еще в Средние века Францию стали называть «старшей дочерью» Римско-католической церкви - за раннее обращение в христианскую веру, поддержку, оказанную папству, и упорство в искоренении ересей. Однако сегодня это высказывание потеряло смысл - согласно опросу, недавно проведенному институтом СЭСА, всего 51 процент французов считают себя католиками. В то время как еще 20 лет назад их было 80 процентов!


Секуляризация во Франции произошла давно: закон об отделении церкви от государства был принят здесь еще в 1905 году, однако до недавних пор католицизм играл важную роль в повседневной жизни большинства французских обывателей. Но, несмотря на потерю влияния, католицизм все же остается во Франции доминирующей религией, причем с явным превосходством: всего 4 процента населения страны называют себя мусульманами, 3 процента - протестантами и 1 процент - иудеями.


Об истории трансформации французского католицизма рассказывает социолог-религиовед Фредерик Ленуар, прокомментировавший результаты этих опросов для журналистов.



Фредерик Ленуар: В течение более тысячи лет все подданные французских королей, за исключением еврейского меньшинства, были католиками. Ничто иное просто не допускалось! Революция 1789 года стала переломным моментом: в новой республике граждане стали постепенно отдаляться от церкви. И сегодня, в начале XIX века, это движение достигло апогея. Только один француз из двух считает себя католиком. Причем крещение не играет здесь определяющей роли - многие крещеные говорят, что не верят в Бога…



Наталья Руткевич: Известно, что месса занимает центральное место в католицизме. Однако опрос показывает, что многие католики перестали ходить к мессе и вообще следовать религиозным ритуалам.



Фредерик Ленуар: Те, кто по-прежнему считают себя католиками, делятся на две группы: те, кто регулярно посещают церковь, исполняют обряды, и те, кто обрядам не следует, хотя и относит себя к католикам. Первые - это верующие в привычном смысле этого слова, вторые - и это сравнительно недавний феномен - католики не по религиозным убеждениям, а по культуре, истории, национальной принадлежности. Как это ни парадоксально, но это католики, отказавшиеся от католической религии!



Наталья Руткевич: Получается, что можно считать себя католиком и не быть верующим. Нет ли в этом очевидного противоречия?



Фредерик Ленуар: Разумеется, если воспринимать католицизм как вероисповедание, то это просто невозможно. Вместе с тем, учитывая, что сегодня мы столкнулись с такого рода неверующими католиками, можно предположить, что католицизм воспринимается не просто как религиозная конфессия, но и как определенная культура. Подобный пример можно увидеть, например, у еврейского народа, многие представители которого продолжают считать себя евреями, даже если полностью отказались от иудаизма. Это народ, у которого сильна культурная и национальная идентичность. Во Франции, чем больше религия теряет свое влияние, тем больше жителей считают что католицизм - это всего лишь дань культуре и истории своей родины.



Наталья Руткевич: Социологический опрос выявил также поразительное невежество большинства католиков. Они путают все религиозные праздники и демонстрируют весьма нетрадиционное отношение к понятию божественного.



Фредерик Ленуар: Приходится констатировать, что представления многих опрошенных о Боге весьма удивительны. Всего лишь 18 процентов этих католиков считают, что с Богом возможно установить непосредственные отношения. Около 80 процентов воспринимают Бога как сгусток энергии, абстрактную силу, с которой невозможно вступить в контакт. Но такое представление свойственно скорее восточным конфессиям, или доктринам «нью эйдж»… от католических представлений такие идеи весьма далеки! Стержнем католицизма является вера в возможность установления прямого отношения с Богом, будь то в форме видений, озарений или мистических просветлений. Многие современные католики невежественны, они все меньше знают о постулатах своей религии. И, по-моему, печально именно это, а не тот факт, что число приверженцев католицизма сокращается. Опрос утверждает, что католики постепенно теряют свою религиозную культуру, забывают историю, теорию и практику своей религии.



Наталья Руткевич: Несмотря на отказ от обрядов и религиозное невежество, современные католики по прежнему хорошо относятся к католической церкви и папе римскому, которые, несмотря на медленную эволюцию, продолжают олицетворять средневековые традиции католицизма.



Фредерик Ленуар: В этом как раз нет никакого противоречия. Если люди считают себя католиками, даже не будучи практикующими, церковь и папа остаются для них священными символами. Что не мешает этим новым католикам отвергать многие постулаты церкви. Как показывает опрос, две трети французских католиков доверяют церкви и папе, но при этом 80 процентов считают, что женщины наравне с мужчинами могут претендовать на священный сан, и что священникам нужно разрешить бракосочетания, в то время как церковь категорически против и того, и другого.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG