Ссылки для упрощенного доступа

Саван из старых футболок. Экология от колыбели до могилы


В Великобритании кремирование создало проблему: cтолько человек развеивают пепел с самой высокой горы в Шотландии Бен Невис, что экосистеме был нанесен ущерб
В Великобритании кремирование создало проблему: cтолько человек развеивают пепел с самой высокой горы в Шотландии Бен Невис, что экосистеме был нанесен ущерб

Верховный суд США в ожесточенной борьбе, со счетом 5:4, принял радикальное для всего экологического движения страны решение, согласно которому государство может и должно ограничить выброс углекислого газа. Легальный смысл происшедшего требует глубокого юридического и конституционного анализа. Но на другом — главном — уровне все просто: экология добилась важной победы. Высший арбитр страны, Верховный суд, встал на сторону тех, кто требует принять жесткие меры для борьбы с глобальным потеплением.


Начинать тут, как всегда, лучше всего с себя. Следуя этому правилу, журнал Time обнародовал 51 способ персональной борьбы с экологическим кризисом. В этом списке много очевидного, вроде того, что лучше надеть дома свитер, чем повысить температуру. Много тут и принципиально важных мер — сменить во всем доме окна или заменить обычные электрические лампочки неоновыми, потребляющими намного меньше энергии. Много бытовых мелочей. Скажем, в супермаркете надо требовать бумажный пакет, а не полиэтиленовую сумочку, которую очень трудно пустить в переработку. Еще лучше, не выходить из дома без авоськи, как мы всегда и делали в прошлой, советской жизни.


Все эти правила «зеленого» этикета сводятся к тому, чтобы воспитать нового человека с больным, точнее — здоровым экологическим сознанием. Мысль об охране среды должна стать таким же социальным инстинктом, как требования личной гигиены. Привычка к экономии, став второй натурой, должна сопровождать нас от колыбели до могилы. Причем, не в переносном, а прямом смысле.


Сейчас станет понятным, что я имею в виду, но сперва — короткая справка о сегодняшнем состоянии похоронных дел в Америке.


Число смертей в Америке, между 2004-м и 2005-м годом, уменьшилось на 15 тысяч. Владельцы похоронных домов ожидают лучших времен, когда к 2015-му году начнут умирать те, кто родился сразу после войны, во время бэби-бума. Молодое поколение отдает предпочтение кремированию своих пожилых родственников и планирует для себя самих такой же способ погребения.


Однако теперь все большую популярность приобретают новый ритуал — «зеленые похороны». Что же такое экологически «правильный» обряд погребения? С этим вопросом корреспондент Радио Свобода Ирина Савинова обратилась к основателю «зеленых» кладбищ, доктору медицины Билли Кэмпбеллу (Billy Campbell, eco-cemetery).


— Доктор, объясните, пожалуйста, как возникла идея изменить ритуал похорон?
— В 1998 году умер мой отец. Похороны обходятся дорого. Будучи активным борцом за охрану природы, я тогда подумал, что можно на эти деньги, ну, может, не на все, но на какую-то часть, взять под опеку и сохранить экологически чистым участок земли в 5-10 акров. И я это сделал. Так все началось. Направление не стало пока очень популярным. Мы в Америке обязательно тратимся на гроб из дорогого дерева, на бальзамирование. В целом на ритуал погребения расходы по стране составляют от 12 до 20 миллиардов долларов в год. Это гораздо больше, чем бюджет организации по охране природы. Нужно различать две разновидности «правильных» погребений: первая — «зеленое» погребение, вторая — «экологическое». Смысл «зеленого» в том, что тело не бальзамируют загрязняющими природу веществами вроде формальдегида и хлористой ртути, и гроб делают из легко разлагающегося материала, вроде сосны. В конце концов, от трупа остается темное пятно и несколько зубов. В «экологическом» используют предназначенные для ритуала погребения средства для охраны природы, для создания мемориальных заповедников. Это два разных типа погребения. Я ратую за второе.


— А как вообще хоронят в Америке? Есть ли тут свои особенности, традиции?
— То, что мы называем традиционным погребением, берет начало в XIX веке во времена Гражданской войны. Убитых на далеких полях сражений солдат нужно было везти домой и доставлять трупы в приличном виде. Так возникла необходимость бальзамирования. В начале XX века верили, что бальзамировать покойников нужно, чтобы уберечься от заразных заболеваний. Хотя это никогда не было научно доказано. Зато наоборот: люди, имеющие дело с токсинами, из которых состоит бальзамирующая жидкость, часто заболевают определенными формами рака, а те, кто укладывали трупы в гробы, часто заражались туберкулезом. Сам ритуал был, скорее, навязан бизнесменами, увидевшими в нем возможность заработать. И чем пышнее похороны, тем больше их прибыль. Так был создан рынок с его правилами, как нужно хоронить. Я знаю, что бальзамирование нигде не пользовалось такой популярностью, как в Америке. И во многих культурах к нему никогда не прибегали и не прибегают. Евреи не бальзамируют тела покойных и не пользуются гробами, мусульмане, греки-ортодоксы не делают этого из религиозных соображений. Когда европейцы приезжают на похороны в Америку, они поражаются пышностью процедуры и ее стоимостью. Даже не очень зажиточные люди выкладывают огромные суммы денег на похороны, которые часто длятся несколько дней.


— В последнее время люди время все чаще отдают предпочтение кремированию. Не из экологических ли соображений?
— Если опросить поколение, родившееся после войны, тех, кому шестьдесят лет, или около того, больше половины выберет кремирование. И причин тому три. Кремирование стоит меньше традиционного погребения, ритуал проще, и при этом земля не загрязняется вредными металлами. Последний — самый важный аргумент в пользу кремирования. Но у кремирования есть и негативные стороны. Прежде всего, выброс при сжигании тела углекислого газа в атмосферу. Но сегодня есть крематории, которые за выбрасываемый в атмосферу углекислый газ «платят» тем, что сажают деревья. Но вот в Великобритании кремирование создало свою проблему. Столько человек развеивают пепел с самой высокой горы в Шотландии, — это Бен Невис (Ben Nevis), кажется, — что экосистеме был нанесен ущерб.


— Как вы думаете, мы сегодня лучше, чем вчера знаем, что такое смерть?
— Не думаю. Наши маркетологи говорят, что молодые американцы не верят, что состарятся, и не думают, что умрут. В Америке мы строим кладбища в индустриальных зонах, кладбища не интегрированы в наше общество. В начале XX века, когда у нас не было хорошего медицинского обслуживания и умирало много людей, мы были ближе к смерти, чувствовали и понимали ее лучше. Теперь же, когда кто-то умирает, тело забирают профессионалы и все устраивают. Семья ни в чем не участвует. Но мне очень хочется это изменить. Отрадно, что последнее время все чаще пользуются не только «зелеными» погребениями, но и стремятся делать так, чтобы человек умирал не в больнице, а дома.


— Вы уже решили, как вас будут хоронить?
— Конечно. Меня похоронят на природе, в нашем заповеднике. Мое тело завернут в саван, сшитый из старых футболок. Такие шьет одна моя знакомая, она умеет работать с тканями. Памятные футболки остались у меня с тех времен, когда я не пропускал политических демонстраций и рок концертов. И похоронят меня неподалеку от ручья.


XS
SM
MD
LG