Ссылки для упрощенного доступа

Каким должно быть спортивное телевидение


Эмоциональное выступление чемпионки мира и Олимпийских игр Ольги Слюсаревой в аналитической программе канала "Спорт" было не менее убедительным, чем в прежние годы на треке
Эмоциональное выступление чемпионки мира и Олимпийских игр Ольги Слюсаревой в аналитической программе канала "Спорт" было не менее убедительным, чем в прежние годы на треке

В одном из обозрений «Прессинга» я рекомендовал слушателям передачу «Неделя спорта» с Алексеем Поповым (по понедельникам на канале «Спорт»). Но в прошлый понедельник вел передачу не Попов, а Дмитрий Губерниев, репортажи и комментарии которого всегда хочется слушать под звуки Государственного Гимна России. Настолько переполнены они патриотизмом.
На этот раз Губерниев был не похож на себя. Никакой фальши, подчеркнутая объективность, точная оценка прошедших соревнований, критика российских спортсменов, похвала заслужившим ее иностранцам.
Мы увидели хорошую аналитическую передачу, где каждая затронутая тема была интересна и давала повод для размышлений. К тому же создатели программы подобрали прекрасных выступающих, готовых честно отвечать на острые вопросы, признавать собственные ошибки.
Шамиль Тарпищев – прекрасный рассказчик. И Губерниев на примере недавнего матча теннисистов России и Франции попросил тренера сборной познакомить зрителей с нюансами своей работы. Тарпишев тему подхватил с удовольствием. Нам стало известно, как формировалась команда, какую стратегию выбрал тренер, как отбирал он игроков на ту или иную встречу, готовилась ли пара Андреев – Давыденко заранее или это был экспромт, сознательно ли тренерский штаб держал в запасе до решающего поединка Сафина, не опровергая слухи о том, что Марат все еще залечивает травму и находится в неважной форме. Все эти тонкости никто из тех, кто комментировал трансляции в прямом эфире, не знал, а потому яркий рассказ Тарпищева обо всем, что осталось за кадром, воспринимался – не побоюсь этого слова – как маленькая новелла.
Губерниев же своевременно задавал вопросы, стараясь как можно глубже проникнуть в тренерские тайны. Перейдя к новой теме, со своим авторитетным собеседником он не согласился. Скептически отреагировал на ответ Тарпищева о том, что Шарапова в ближайшее время все-таки выступит за сборную России. Но в сложившейся ситуации – Тарпищев поведал зрителям еще одну тайну – встает вопрос о ее участии в Олимпийских играх, о чем Шарапова так мечтает.

Второй сюжет передачи, снятый на пленку, – о хоккейной сборной России. Он показался мне не очень удачным. Например, выглядело странным сообщение Вячеслава Быкова, что чуть ли не до отъезда на чемпионат мира тренеры намерены держать на сборе около 40 человек. Не отразится ли такой подход к отбору лучших на психологическом состоянии и физической форме игроков? Быков говорил об этом, но вскользь, любопытство болельщиков не удовлетворив. Так что у меня, например, создалось впечатление, что «отбор по Быкову» не очень педагогичен. Жаль, что Губерниев в этом случае не поддержал марку аналитической передачи. И после окончания сюжета уже в студии не высказал свою точку зрения на рассуждения тренера.

Зато неожиданным для канала «Спорт» было подведение итогов недавно закончившегося чемпионата мира по велогонкам на треке. Вначале на экране появилась таблица, иллюстрирующая, как за последние пять-шесть лет снизились достижения российских велосипедистов. В графе «2007 год» была нарисована всего одна бронзовая медаль.
Затем, сменяя друг друга, на одни и те же вопросы отвечали руководитель Федерации велоспорта России Александр Гусятников и самая именитая российская гонщица, чемпионка мира и Олимпийских игр Ольга Слюсарева.
Гусятников был элегически грустен, рассуждал о неудачах, но в будущее смотрел с оптимизмом, не объясняя, правда, на чем он основан. Слюсарева же говорила зло, энергично. Призналась, что от стран– лидеров российская сборная отстала на несколько лет. На примере английских велосипедистов рассказала, каким количеством датчиков обвешены они во время тренировок, сколько видеокамер наблюдает за каждым их движением во время гонки, какая мощная научная бригада все эти наблюдения ведет, обобщает данные, дает рекомендации. И сравнила описанное со скромными тренировками российских гонщиков.
Грустная улыбка Гусятникова, напор Слюсаревой, приведенные в таблице данные – все это хорошо запомнилось без дополнительного текста ведущего. И сюжет этот показался мне отличным примером того, как убедительно может телевидение анализировать то или иное спортивное соревнование.

Так что с удовольствием отмечу, что обращение к аналитическим передачам, пока не всегда совершенное, заметно и на канале «Спорт», и на НТВ-ПЛЮС. Что можно только приветствовать и к чему программа «Прессинг» призывала телевизионных журналистов много лет.


XS
SM
MD
LG