Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. В Стамбуле прошел парад «Военного оркестра Османской империи"


Программу веде т Надежда Перцева . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Солнцева .



Надежда Перцева : В минувшие выходные в Стамбуле прошел парад знаменитого «Военного оркестра Османской империи», который проходит лишь раз в году. Об этом празднике, об истории оркестра и турецкой военной музыки - наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.



Звучит музыка



Елена Солнцева : «Ах, султан! Живи тысячи лет наш султан!» - поют музыканты военного оркестра под музыку бубнов, арабски х уд ов, барабан ов-давулов, литавр и волынок . Парад военных оркестров вызывает настоящее столпотворение на стамбульских улицах. Подростки размахивают турецкими флагами. Все напоминает о былой славе и величии Османской империи, границы которой простирались от пределов Балкан до Персидского залива. Минуя историческую часть города - храм Айя Софьи, Голубую мечеть - сопровождаемые толпой зевак, музыканты направляются к султанскому дворцу "Топкапы", где проходит грандиозное праздничное представление.


Военный оркестр был важной частью многотысячного Османского войска. Музыканты в ярких одеждах и тяжелых тюрбанах во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу шли впереди войсковых колонн, создавая ужасный грохот, шум, устрашая своего противника. По словам преподавателя стамбульской консерватории Демет Аякоглу, противник впадал в панику, услышав этот грохот и увидев объятое облаком пыли многотысячное османское войско.



Демет Аякоглу : Т урецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. В военных походах ревели большие трубы, резко кричали гобои, грохотали больш ой барабаны-давулы. Особенностью турецкой музыки было отсутствие нот , в то время больше ценилось запоминание, интерпретации варьировались К несчастю , первоначальные композиции забыты, многие пьесы утеряны навсегда.



Елена Солнцева : Музыкантов военного оркестра готовили в специальных школах, получивших название Музика-и Хумайюн. Чаше всего это были христиане - славяне, румыны, поляки, оказавшиеся в Османском плену. Их насильственно обращали в ислам, приучали к османской культуре, обучали военному делу. В школах царила палочная дисциплина и суровые условия жизни. Дневной рацион юного музыканта состоял из чашки жидкой чорбы, супа из мерджмека, и лаваша. Единственной возможностью улучшить свое положение было попасть на глаза султанскому визирю, который отправлял самых лучших в так называемые «дома барабанов» - заведения, куда султан часто заезжал послушать военную музыку. Обитатели «дома барабанов» считались наиболее привилегированной частью турецкого войска, подобной гвардии в странах Европы . Их сытно кормили, обеспечивали одеждой и солидным денежным содержанием. Ахмет Корай - турецкий музыкальный критик:



Ахмет Корай : Возглавлял оркестр музыкант с б унчук ом, больш им декоративн ым колокол ом, за крепленн ом на шесте. По краям колокола прикреп ляли маленькие звонкие колокольчики. Сверху - турецкий полумесяц со звездой. Когда б унчук встряхивали, раздавался нежный звон колокольчиков. Прижились бунчуки в Росси йской царской армии в казачьих полках. Б унчуки сохранились во Франции, где называютcя Chapeau chinoise - "китайская шляп ка " из-за особой формы колокола.



Елена Солнцева : Султаны щедро одаривали любимых музыкантов. После окончания эпохи Наполеона султан Махмуд II , ярый поклонник европейской культуры, сумел переманить ш еф а военного оркестра наполеоновской армии Джузеппе Доницетти, родно го брат а знаменитого композитора Гаэтано Доницетти, который прославился в Европе своими комическими операми. Чтобы заполучить итальянского музыканта, султан пообещал ему титул паши, горы золота и звание бригадного генерала . Получив монаршие милости, Джузеппе остался в Стамбуле на двадцать лет и в благодарность сочинил с десяток военных маршей в честь своего покровителя. По словам преподавателя стамбульской консерватории Демет Аякоглу в р епертуар е музыкантов были песни-панегирик и, прославляющие победы Османского войска и поминальные плачи по погибшим воинам.



Демет Аякоглу: Большое количество «триумфальных военных маршей » сохранились со времен Крымской кампании. Большая часть из них посвящена турецкому генералу Осману-паши, хорвату по национальности , под командованием которого турецкая армия форсировала Дунай . Марши в честь турецкого военачальника писала его любящая жена, которую звали Ида, турки называли ее Саиде. До недавнего времени сам факт существования этой женщины не был доказан. Лишь в конце XX века выяснилось, что загадочная леди из Трансильвании в свое время бра ла уроки музыки в Вене у ученика Бетховена Карла Черни, п риехала в Стамбул давать фортепьянные уроки детям Омар- паши, вышла за него замуж, надолго оставшись в его гареме.



Елена Солнцева : В конце XIX - начале XX века Турция потеряла почти все свои европейские владения. Турецкая армия покинула города Европы. Турки оставили здесь мног о свои х инструмент ов , звучание которых использовалось европейски ми композитор ами для придания музыке « восточного колорита » .



Звучит военная музыка



XS
SM
MD
LG